Алена Байбородина: «Единственный человек, который делает мне замечания по работе, это мой муж»

Опубликовано:
2016-11-02 18:38:00
Яркая, открытая, искренняя. Так тремя словами можно охарактеризовать актрису Русского драматического театра им. Н. А. Бестужева Алену Байбородину, на счету которой десятки самых разных ролей. Наиболее известные из них это роль Наташи из «Трех сестер», Люська из «Любви людей», Магда из «Пьяных» и Мария Небылица из «Фронтовички».  О работе в театре сегодня, предстоящем спектакле, личных увлечениях и об отношениях с супругом, художественным руководителем театра, мы поговорили с актрисой в нашем интервью. 
– Последние два сезона Русский драматический театр живет особенно активной жизнью. Об этом нам свидетельствуют яркие премьерные спектакли театра. Алена, можно ли предположить, что за эти два сезона и сами актеры выросли как профессионалы? Может, почувствовали новые силы в себе? 

– Да, можно сказать, что мы выросли, и растем из спектакля в спектакль, из одной работы в другую. Есть, конечно, и моменты усталости. Но нас можно понять: у нас очень плотный график, нам всегда хочется попробовать что-то новое, открыть себя в новой работе, в новом жанре. С каждым разом работать становится интереснее. 

– В связи с новыми постановками, запоминающимися ролями сегодня актеры Русского драмтеатра становятся более узнаваемыми среди зрителей. В том числе потому что и СМИ стали много писать и говорить о каждом из вас. Такое внимание к личности для вас комфортно? 

– Я считаю, что тот интерес, который появляется к самим актерам, это хорошо для театра. К примеру, кто-то прочитает интервью и придет в театр. Я знаю, есть очень много людей, которые в театры совсем не ходят. К примеру, и среди моих знакомых находились те, кто раньше в театры не ходили, но, один раз придя в театр посмотреть на меня, потом спрашивали:  «А на что еще можно сходить?». Лично мне хочется, чтобы к нам приходили самые разные зрители, потому что спектакли, которые сейчас идут на сцене нашего театра, действительно заслуживают внимания. 
 
– Сегодня о новых постановках Русского драмтеатра больше говорят в положительном ключе. Но если говорить персонально, в данном случае о вашей игре, сталкивались ли вы за последнее время с критикой? 

– Если говорить о зрительских отзывах, лично мне критических замечаний никто не говорил и не писал. Единственный человек, который делает мне сегодня замечания по работе, это мой муж (прим. ред. – супруг Сергей Левицкий, художественный руководитель Русского драмтеатра). 

– Как вы реагируете на замечания от супруга? 

– По-разному. Бывает и обидно, но потом беру себя в руки и иду работать.  В конце концов, спектакль – это его детище, его задумка и ты, как актер, доверяешь его профессиональному мнению.  В этом смысле режиссер для актера всегда учитель. 
 
– Раз мы заговорили о Сергее Александровиче, позвольте еще несколько вопросов задать о нем и о вас. Алена, быть актрисой и супругой худрука – это, наверное, особенный статус. В этой связи, скажите, приходится ли вам сегодня быть в театре более ответственной, более осторожной, быть может, даже более талантливой?  

– Наверное, я сама по себе очень ответственный человек, не могу допустить промаха, провала,  а когда я каждый день наблюдаю, как супруг работает, а тем более как он болеет за спектакли, то всю его боль, все его переживания, я принимаю на себя. И хочется ему помочь всем, чем можно: и заботой, и лаской, и все бытовые проблемы решить, чтобы они ему не мешали. Правда, иногда случается так, что в итоге я сама не могу сосредоточиться на своей работе. 

– Многие актеры театра признаются, что перед Сергеем Левицким они испытывают некий трепет, точнее сказать, даже страх. Вы перед супругом-худруком в театре, как актриса, такие же чувства испытываете? 

– Не знаю (смеется). Я бы не сказала, что боюсь его. Я у него учусь. Что насчет его строгости… Недавно на одну из репетиций к нам в театр пришла дочь и, посмотрев на все происходящее, она позже мне сказала: «Сережа в театре очень суровый, а дома совсем другой».  – Случается так, что вы бываете в обиде на супруга за то, что далеко не всегда в его работах вам  достаются основные роли? 

– Если честно, иногда бывают обиды. Но так может почувствовать себя любая актриса в нашем театре, не только я. Режиссер так решил, это его прерогатива, с этим ничего не поделаешь.  Зато потом, когда спектакль складывается, ты видишь все плюсы и минусы. Если это идет в плюс к спектаклю, это  же замечательно. Что-то доказывать можно только на сцене своей работой, даже если ты играешь совсем маленькую роль. 

– Алена, какими обычно бывают ваши мысли в промежутке между выходом из дома до прихода в театр? Чаще всего думаете о работе или о насущных вещах? 

– Смотря какой спектакль играю. Чаще всего текст повторяю, пока еду, а если в этот вечер я играю большую роль, предпочитаю сидеть в гримерке, в тишине, слушаю музыку. Важно, чтобы никто рядом не ходил и не галдел. Перед такими серьезными спектаклями, как «Фронтовичка» и «Любовь людей», я и вовсе перестаю нормально питаться и вся погружаюсь в свои мысли. А есть и спектакли, где можно побалдеть и покуражиться, тогда в нашей гримерке творится творческий расколбас!  
– А как вы в себя после спектаклей приходите? Есть ли у вас хобби? 

– Я люблю шить одежду, делать украшения, вязать! Особенно люблю шить платья. Пока все изделия изготавливаю только для себя. Мне нравится сочетать цвета, люблю яркость, люблю экспериментировать. Предпочтение отдаю стилю Бохо. Эта одежда абсолютно далека от классики, она свободная, неординарная. Мне кажется, через этот стиль мне удается выразить и свое собственное я. 

– Алена, не могу не задать вопрос о новой готовящейся постановке режиссера Тадаса Монтримаса «Уступите место завтрашнему дню» по одноименной пьесе Вины Дельмар. Вы сыграете одну из главных ролей. Эта история не совсем типичная для российской действительности, в ней рассказывается о пожилой семейной паре, оставшись без дома которая, обратилась за помощью к своим детям. Как считаете, насколько эта тема актуальна для нашего зрителя? 

– Для нашего менталитета, мне кажется, тема не самая близкая. Для Европы, возможно, более понятная. У нас ведь как принято: если ты родил ребенка, ты обязан помогать ему всю жизнь, пока есть силы. На Западе ребенок для родителей становится самостоятельным сразу же по достижении совершеннолетия.  Тем не менее, думаю, тема нового спектакля найдет свой отклик внутри каждого из нас. Но если говорить о моем жизненном опыте, проблема от меня далекая. Меня так воспитали, что я не смогла бы отплатить людям, давшим мне все, тем, чтобы убрать их из своей жизни, из своего сознания. Не со всем, что происходит в пьесе, я согласна, но тем и интереснее вместе с режиссером, актерами и зрителями разобраться, что же в итоге у нас получится. 
– У вас есть некий критерий, по которому вы понимаете, что роль удалась, что вы справились? 

– От каждой роли ты получаешь опыт, либо профессиональный, либо жизненный.  Но к себе я  критично отношусь. Наверное, это все с детства. Мама с папой всегда говорили, что никогда нельзя останавливаться на достигнутом, нужно над собой работать. Конечно, актеру нужна похвала, очень нужна! Лучшая награда – это когда хвалит сам художественный руководитель! 

– Часто он вас хвалит? 

– Нет, он человек редкий на похвалу. Но, как жена, я знаю, ему очень нравится то, как работают  актеры нашего театра, просто нам он об этом не говорит 

– А вы лично помните последнюю похвалу от Сергея Александровича? 

– Да. Сегодня я накормила его обедом и он мне сказал: «Спасибо за суп!» (смеется).
 
 
 
Сайзана Донгак, «ТВ-программа», 02.11.2016

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.