Как на бурятской сцене «выстрелил «Ганди»

Опубликовано:
2019-03-20 16:15:00

На сцене Русского драмтеатра прошла премьера, перевернувшая представления о современном театре.

13 и 14 марта Государственный русский драматический театр им. Н.А.Бестужева на Малой сцене показал премьерный спектакль «Ганди молчал по субботам» по пьесе Анастасии Букреевой. Постановкой занималась известный режиссер Ольга Румянцева.

Произведение молодого драматурга Букреевой появилось на свет только в 2016 году, но почти сразу стало чуть ли не самым востребованным в российских театрах. Постановка настолько вошла в моду, что произошла любопытная случайность – «Ганди молчал по субботам» всего пару месяцев назад поставили на сцене Иркутского театра. Подготовкой премьеры там занималась художник Кристина Войцеховская из улан-удэнского театра Русской драмы. И вот эта же пьеса в начале марта, но в новом формате была показана в столице Бурятии.

История статистической погрешности

Тысячи семей создаются ежегодно и, согласно, сухим цифрам статистики – столько же распадаются. Как нельзя кстати, вспоминается уже въевшаяся фраза из произведения Льва Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

Сама пьеса «Ганди молчал по субботам» неоднозначна. Она как раз и рассказывает о том насколько многогранно само понятие о счастье и несчастье для каждого из нас в отдельности и для конкретной семьи в частности.

Это история распада семьи, рассказанная подростком 16-ти лет, психологическая драма, раскрывающая внутренние переживания очень необычного по восприятию мировоззрения мальчика. Главный герой – Саша (Мот – так он сам просит называть себя, потому что так зовут известного рэпера) жил в счастливой семье. Каждый вечер — совместный ужин. Крепкая любимая семья. Просто однажды папа пришел и сказал: «Лучше я скажу это сейчас. Я ухожу…». Привычный мир подростка рухнул. Из-за недостатка внимания и общения Саша / Мот приводит домой полусумасшедшую бездомную женщину по имени Лиза, которая практически не говорит и лишь время от времени выдаёт странную фразу «Ганди молчал по субботам». И так завязывается самая странная история принятия реальности.

Мама переживает уход отца, отец скорбит по утраченной молодости и безуспешно борется с кризисом среднего возраста, дед сходит с ума, скучая по своему счастливому коммунистическому прошлому, сестра оплакивает несбывшиеся мечты. И один на один со своими проблемами, чувствами, переживаниями, поисками себя и своего места в этом мире, остается главный герой спектакля Саша. Для него развод родителей сродни апокалипсису.

Апокалипсис сегодня

Режиссером был выбран неожиданный формат постановки – театр в театре. Артисты в спектакле не играют маму, папу, деда и сестру, они – актеры плейбек-театра, которые здесь и сейчас разыгрывают отрезок жизни Мота.

Это форма театра, когда группа артистов выходит к зрителям и говорит, что сейчас сыграет ту историю, которую зрители расскажут сами здесь и сейчас. Это театр импровизации. Такой прием направлен на то, чтобы добиться определенного градуса искренности в рассказе этой истории. В подростковом возрасте тема правды и неправды очень остро воспринимается. И хочется, чтобы этот рассказ подростка воспринимался как очень откровенный.

Малая сцена помогла зрителям вместе с актерами оказаться в гуще событий пьесы, увидеть разваливающийся семейный мир глазами самого героя-подростка.

Оригинальной подачей был и выбор актеров. Подростка сыграли сразу два артиста – Дмитрий Тарбеев и Елена Ербакова. Интересный момент, что в экстремальной ситуации возникает внутренний скачок личности, когда человек способен увидеть ситуацию не только изнутри, но и со стороны. Это результат сильного потрясения, стресса. Эффект мгновенного перевоплощения из одной личности в другую под действием внутреннего конфликта и внешних обстоятельств.

Такой прием позволил режиссеру показать, что такие истории случаются практически каждый день и отстраненно посмотреть на переживания подростка, что он чувствует в такие моменты, как ищет выход. Неудивительно, что такой спектакль не смог оставить равнодушным никого. А смотреть его необходимо всей семьей.

Постановка получилась невероятно трогательная и откровенная. Происходящее на сцене обнажило душу не только героев на сцене, но и зрителей.

– Очень интересная была работа. Сложная, но целиком и полностью творческая. У каждого артиста был свой поиск, поэтому результат, на мой взгляд, – в многообразии тем и смыслов, что и заложено автором пьесы. Мне лично наш герой, Мот, симпатичен своей чистотой, непримиримостью с обманом, своим поиском истины, он – искатель. Нам, взрослым, есть, чему учиться у своих детей. Я благодарна артистам за сотворчество, благодарна театру: очень много людей подключилось к этой работе, очень многие хотели, чтобы спектакль получился. Спасибо! – подытожила режиссер Ольга Румянцева.

Спектакль оставляет для каждого множество вопросов, он не учит, как найти выход, не имеет логического конца и не дает универсального рецепта, как поступить правильно. Он просто показывает, что может получиться, когда ты ищешь себя в этом мире. Спектакль с юмором, музыкой, рэп-баттлом и множеством неожиданных режиссерских находок. Это была постановка-откровение о современной жизни, о семейных ценностях и о современном театре.

 

Ольга Степаненко, «Молодежь Бурятии», 20.03.2019

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.