В театре Бестужева состоялась премьера – «Онегин» по мотивам знаменитого романа «Евгений Онегин»Александра Пушкина. Диалог с произведением и классиком, как говорят в театре, провела постановочная команда из Москвы: режиссер Иван Комаров, драматург Алина Журина, художник Ваня Боуден и художник по свету Максим Бирюков. И конечно, артисты ГРДТ.
То, что это будет совсем неклассический Пушкин – без цилиндров, тростей и фраков,– театр предупреждал заранее. В интервью, в которых актеры рассказывали о своих персонажах, в неожиданной промо фотосессии, где артисты предстали в современных костюмах и с медведем под ручку. Медведь вообще стал центральным персонажем всей истории – начиная с афиши и заканчивая каждой сценой спектакля. Но обо всем по-порядку.
Русская хандра
Авторы спектакля именно так обозначили жанр постановки и не отходили от него ни на минуту, периодически напоминая зрителям о том, что происходит не только с самим Онегиным, но и с другими персонажами, да и по большому счету со всеми нами.
Онегин, по версии режиссера, не способен на любовь – и прежде всего потому, что не любит самого себя. И от этого занимается саморазрушением – «он пил одно стаканом красное вино». Думается, Иван Комаров решил пойти вслед за Пушкиным и докопаться до первопричины его хандры. «Недуг, которого причину давно бы отыскать пора» пишет Пушкин, а режиссер вытаскивает на поверхность. И это нелюбовь – отсутствие родительской любви в детстве. Поэтому в спектакле ментально появляется отец – в звуках, дыхании, в нарастающем напряжении, в страшном безумии героя от приближающихся шагов папы, чьих ожиданий не оправдал Женя. И юный Онегин, которого играет маленький артист, – только подтверждение тому, что нелюбовь – она из детства.
Бесцельная жизнь Онегина, хандра, которая «ждала его на страже и бегала за ним она, как тень или верная жена», пагубные пристрастия – таких Онегиных мы встречаем каждый день, сломленных, недолюбленных, не способных на гармонию и созидание, глубоко несчастных.
Ай да Пушкин
За то, как Пушкин звучит в спектакле, – особое спасибо драматургу. В совместной работе с режиссером Алиной Журиной был создан оригинальный монтаж текста, когда всем знакомые строфы начинают приобретать иной смысл, звучат четче. То, что в школе мы просто наспех прочитывали, не особо понимая, здесь зазвучали тем самым красивейшим текстом великого Пушкина.
Главной задачей авторы спектакля ставят размышление о внутренней структуре героев, их снах, фобиях или мечтах. Акцент переносится на вопросы мотивации и отношений с прошлым. Поэтому сценографом Ваней Боуден были придуманы стеклянные кубы, витрины, из которых герой достает некие воспоминания, которые нам показывают, почему он такой.
Пространственное решение спектакля – это промежуточное состояние между ожиданием и безвременьем. Именно поэтому на переднем плане условная автобусная остановка, где все чего-то ждут. Онегин – любви отца, Татьяна – любви Онегина. И все равно никто не оправдывает ничьих ожиданий. Помещение героев в музейные витрины «под стекло» дает возможность пристального рассмотрения их поведения. По сути, все персонажи – коллекция артефактов и психологических особенностей, которые мы изучаем.
Медведь.
Медведь, заявленный как символ страхов, фобий, болей героев, тот самый медведь из сна Татьяны, который гнался за ней, здесь скорее утешитель. Он и отец, которого нет у сестер Лариных, и тот отец Онегина, возможно, о котором мечтал маленький Женя. Он то наше национальное коллективное бессознательное. Воплощение русской тоски по потерянному раю: «Запретный плод вам подавай, а без того вам рай не рай» и слышится в финале эхо: «не рай, не рай, не рай, умирай», «а счастье было так возможно»...
«Онегин» – это авторское высказывание группы художников, которым интересно говорить о своем поколении и находить актуальную проблематику в каноническом тексте. Герои Пушкина находятся в возрасте познания, открытия и поиска себя. Они впервые влюбляются, не могут справиться с захлестнувшими их эмоциями, совершают глупости.
Это по-пушкински «хулиганский» спектакль, где гротеск сосуществует с драмой, и объединяются в сложносочиненный коллаж. Русская хандра является сквозным состоянием во всем спектакле, но не становится ни мотивом героев, ни их оправданием.
И думаю, такой Пушкин обязательно понравится молодой публике, которая не брала в руки роман после девятого класса. Об этом же и многочисленные отзывы, оставленные после премьеры в соцсетях.
«Спектакль впечатляющий, эмоциональный, мощный. Такого Онегина мы ещё не видели, герои из современного мира. Реальность приближена, актёры тонко передали чувства. Не составило труда создать психологические портреты героев, прочувствовать с ними их страхи и фобии, радости и печали».
«Спектакль очень необычный, сначала испытываешь шок, потом задумываешься, вспоминаешь школьный курс, заново переосмысливаешь текст Пушкина, а потом понимаешь что это про нас!»
«Все знают фабулу «Евгения Онегина» – Онегин циник, Татьяна, письмо, дуэль, признание. Но, посмотрев новый спектакль бестужевцев, хочется вновь открыть роман, который не брала в руки со школы, и перечитать. И для меня в этом спектакле все оправдано: и пагубные пристрастия героя, и его хандра, и нелюбовь! Спасибо артистам и театру за такое диалог с автором».
Это спектакль про неоправданные ожидания от жизни. Короче, русская хандра. И на него нужно идти не с целью увидеть иллюстрацию романа, оставив свое понимание Пушкина, а чтобы заглянуть внутрь себя. И конечно, чтобы посмотреть талантливо сделанный спектакль, хороших артистов и познакомиться с таким актуальным прочтением знаменитого романа.
«Традиция», 25.03.2020