Любовный треугольник: он, она и театр русской драмы

Опубликовано:
2015-12-02 15:44:00

Алена Байбородина: о театре, трудностях профессии, Сергее Левицком и силе любви

Эту молодую и очень талантливую актрису хорошо знают завсегдатаи Русского драматического театра имени Бестужева.

Джейн из «Он, Она, Окно, Покойник» Рэя Куни, Наташа из «Трех сестер» Чехова, Раиса из «Сновидений Бальзаминова», Люська из «Любви людей» Богославского, Мария Небылица из «Фронтовички» Анны Батуриной...

Список ролей долгий, но одно можно сказать точно: особую популярность Алене Байбородиной принесла главная роль в нашумевшем спектакле «Фронтовичка», поставленном ее мужем и режиссером Сергеем Левицким к 70-летию Великой Победы. После очередного триумфального показа этой постановки корреспондент «МК» встретился с актрисой и поговорил о ее работе, планах и личной жизни.

— Алена, у каждого актера — свой путь на театральные подмостки. А как вы попали на них — случайно или осознанно?

— В 2000 году тогда еще главный режиссер Русского драматического театра и педагог Русской актерской школы ВСГАКИ Андрей Штейнер набирал спецкурс. Я поступила туда и вместе с одногруппниками училась пять лет целыми сутками! Утром мы посещали занятия, днем ходили на актерское мастерство, вечером участвовали в спектаклях: кто-то в главных ролях, а кто-то — во второстепенных, и постепенно «росли» как актеры. Выпускными работами для нас стали дипломные спектакли «Панночка» Нины Садур и «Лысая певица» Эжена Ионеско, которые впоследствии игрались не один и не два раза, а несколько лет, пока некоторые актеры не разъехались. Эти постановки навсегда запали в душу. Кстати, вторая вызвала большой фурор среди бурятских зрителей.

— Во многом студенчество запоминается и благодаря преподавателям. Насколько знаю, Андрей Штейнер был для вас не единственным наставником…

— Дело в том, что когда я училась на втором курсе, Андрей Штейнер уехал в другой город, и нас «взяла», так сказать, Джема Баторова. И это было настоящей удачей! Мы многое для себя открыли вместе с ней. Студенческая пора хороша тем, что можешь играть то, что ты хочешь, то, что тебе нравится, любую роль примерить на себя. Кроме того, нам очень повезло, что одним из преподавателей нашего курса был Анатолий Баскаков (кстати, именно он и поставил «Лысую певицу» в Молодежном художественном театре). В общем, мы прошли через множество театральных педагогов. Это, несомненно, огромное везение!

— После окончания учебы и с началом работы профдеятельность, наверное, стала еще интереснее и насыщеннее? В вашем  «послужном» списке — разные роли во многих спектаклях. Расскажите о некоторых из них. Сначала — о первых!

— Одна из первых — Дарья Ухтомская из спектакля «Прошлогодний алый снег» Александра Бутуханова. Это выдуманная история о знаменитом декабристе, имя которого носит наш театр, и влюбленной в него девушке. По нашей версии, они были вместе, а по официальной — нет… Сорокаминутный спектакль поставил Владимир Витин. Раньше он шел в старом театре, в кафе, и был таким маленьким, уютным, теперь идет в новом здании, в фойе, и, конечно, атмосфера спектакля стала иная.

— А теперь — о самых любимых!

— Одна из любимых и, кстати, главных — Люська из «Любви людей». В 2012 году этот спектакль был поставлен в рамках работы лаборатории «Артерия» Павлом Зобниным. Он шел в Молодежном художественном театре, а вскоре, возможно, будет идти в Русском драматическом театре, на Малой сцене. Этот образ можно раскрывать бесконечно, углублять, находить новые акценты! К слову сказать, с этим спектаклем мы участвовали в XII всероссийском фестивале «Реальный театр» в Екатеринбурге в 2013 году.

Из последних ролей, которую я играю с удовольствием, — «нищая» из «Анатэмы» Леонида Андреева. Это небольшая роль, но задача актера даже в маленькой роли нащупать то, что будет цеплять зрителя, отыскать какую-то болевую точку. Это всегда интересно.

И,безусловно, Мария Небылица из «Фронтовички» по пьесе Анны Батуриной...

— Вот с этого места, как говорится, поподробнее. Что вам дал нашумевший спектакль?

— Сначала я прочитала саму пьесу, и она произвела на меня сильное впечатление. Потом Сергей Левицкий сказал, что мы будем ее ставить, и аж глаза загорелись. А когда он утвердил меня на главную роль в одном из составов, — я как будто заново себя открыла, это непередаваемые ощущения. Ведь если ты проживаешь роль на сцене, в душе и голове, доносишь идеи через персонажа до зрителя и сам «выносишь» их со спектакля, а, главное, задаешь себе вопросы, то взрослеешь и начинаешь смотреть на мир гораздо шире... То есть в моем представлении настоящий театр — не столько веселье, сколько размышления и, конечно, поиск. Когда работаешь над чем-то новым, то уже не особо хочется возвращаться к старому, но все равно делаешь это, причем каждый раз вкладываясь полностью.

— Но наша публика — особенно старшее поколение — весьма скептично воспринимает все новое...

— Мне кажется, ее можно переубедить — но не словами, а действиями. Важно, чтобы актеры не просто барабанили текст, а, как я уже говорила, проживали роли, зрители верили им, а спектакли «попадали» в людей. И неважно, какие они — классические или современные... Иногда ты сам не сразу понимаешь замысел режиссера — сидишь и смотришь на него круглыми глазами, но при этом хочешь понять, попробовать, доказать, что можешь! А иногда сразу понимаешь — и не хочешь... Так что лучше пусть будет сложно и интересно, с «нервом», амбициями и «червоточинкой», чем легко и скучно! Нужно, чтобы театр не стоял на месте, а шел в ногу со временем — развивался, был местом, где не только ставят спектакли, но и есть своя особая, творческая, интеллектуальная атмосфера. Он меняется — и ты преображаешься. Людям нравится наша работа — и ты радуешься за себя и за коллег. Конечно, мы смотрим спектакли других режиссеров — например, Юрия Бутусова — и закрадывается сомнение, а сможешь ли ты взять подобную высоту. Но, тем не менее, стремиться к этому необходимо и постоянно задаваться вопросом: «А правильно ли я делаю?». Потому что сомневаться в себе надо всегда!

— В связи с вышесказанным можете поделиться конкретными планами? Кого и где хотите или собираетесь сыграть?

— Как говорится, актер предполагает, а режиссер располагает! Порой ты читаешь произведение и представляешь себя в определенном образе, а он — нет. Например, я очень хотела сыграть Машу из «Трех сестер» Чехова, а Баскаков назначил меня на роль Наташи. Сначала сопротивлялась этой роли, а потом стала работать и увидела в ней то, что будет интересно зрителю, над чем можно думать, что можно анализировать, заново для себя открывать.

— Вот мы плавно и подошли к вопросу о личной жизни. Не многие знают, что художественный руководитель Русского драматического театра Сергей Левицкий — ваш муж. Как же вас свела судьба?

— Нашим отношениям уже пять лет. Два года мы жили отдельно, поскольку Сергей учился в Москве, и три живем вместе, в браке. Нельзя сказать однозначно, плохо или хорошо, когда твой муж — одновременно и твой коллега, и режиссер. С одной стороны, он полностью отдает себя театру, а я порой так скучаю по своему супругу, но понимаю: иногда нужно пожертвовать чем-то дорогим, чтобы получить большее. В конце концов, любовь преодолеет все! С другой стороны, мы всегда находим общие темы, но разговариваем о театре в целом, а не частностях — по крайней мере, стараемся. Конечно, дома Сережа может поделиться: «Смотри, какую сцену придумал!». При этом он видит во мне не советчика, а, скорее, соучастника. Однако я постоянно поддерживаю мужа и переживаю за все его постановки не меньше, чем он сам. Например, когда Сергей поставил «Чиполлино», мы вместе ходили чуть ли не на каждый спектакль!

— А такие отношения с супругом не влияют на отношения с коллегами по цеху?

— Когда он стал худруком театра, может, кто-то и подумал, что отныне Сергей Левицкий будет руководствоваться принципом «Моя жена — моя звезда!» и «проталкивать» везде Алену Байбородину. Однако этого не произошло. Конечно, мы все хотим получать главные или хотя бы существенные роли. Но если спектакль выигрывает от того, что в нем играет определенный актер или актриса, пусть даже не ты — нужно порадоваться за коллег, болеть одним общим делом. Вообще в нашем театре замечательный коллектив со здоровой конкуренцией, взаимной мотивацией, конечно, не обходится без рядовых столкновений, но мы одно целое, поскольку делаем общее дело!

— Ну что же! Хочется пожелать вам успехов в этом деле и поблагодарить за интересный разговор!

 

Роксана Родионова, «Московский Комсомолец в Бурятии», 02.12.2015

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.