Наталья Светозарова «Этот год для театра им.Н.Бестужева был богат на фестивали»

Опубликовано:
2021-12-30 12:22:00

В предновогоднем выпуске «ТВ-программы» – директор Русского драматического театра Наталья Светозарова, красивая женщина и эффективный управленец. В ее руках – большой творческий коллектив и здание, украшающее Октябрьский район. О том, каким уходящий год был для бестужевцев, какие премьеры увидели свет и какие детские спектакли можно посетить в эти зимние праздники, – читайте далее.

– Наталья Николаевна, как прошел для театра этот год?

– 2021-ый для нас был богат на поездки, мы посетили шесть театральных фестивалей. В апреле со спектаклем «Наводнение» Сергея Левицкого посетили Москву, где проходила «Золотая маска», с ним же в мае – «Ново-Сибирский транзит», который еще называют «Сибирской "Золотой маской"», где жюри присудило режиссеру премию «За создание сценического артхауса в большом пространстве репертуарного театра», а Нина Туманова удостоена награды «За честь и достоинство». Также «Наводнение» было показано на II фестивале театров Дальнего Востока в Хабаровске. Наш бэби-спектакль «Микрохи» в видеоформате принял участие в творческом образовательном форуме «Ләкләк» в Мензелинске и в Большом детском фестивале в Москве. Также нашу гастрольную биографию пополнил фестиваль современной драматургии «Метадрама», куда мы свозили спектакль «Фото topless». И это не считая, что я побывала на Вахтанговском фестивале театральных менеджеров, а наша актриса Марина Ланина на фестивале «Актерской песни».

– Но самый важный – «Золотая маска»?

– Нельзя так сказать, что один более важный, чем другой: все фестивали значимы для артистов и для творческого развития театра. Но в этом году мы впервые боролись за «Золотую маску» в конкурсной программе в пяти номинациях, как лучший спектакль малой формы, за лучшего режиссера, художника, художника по свету и лучшую женскую роль.

– Столько поездок, театру хватило финансирования?

– Конечно, сам театр просто не мог взять на себя такую финансовую нагрузку. Где-то оргкомитет фестивалей оплачивал, а во многом – наше Министерство культуры Бурятии и Правительство Бурятии. Огромное им спасибо за оказанную поддержку, за то, что понимают важность таких событий для театра, за предоставленную возможность представлять республику. А еще хочется отметить, что, к сожалению, во время таких поездок театр не зарабатывает, у нас небольшая труппа, и невозможно быть на фестивалях или гастролях, и при этом показывать спектакли на стационаре. Это болезненный в финансовом плане момент.

– Как зрители отнеслись к введению кьюар-кодов в театрах?

– Мы были первые в стране, на ком была опробована эта схема в связи с приездом к нам МХТ им.Чехова. И театру разрешили работать с тем условием, что мы будем выполнять требования. На спектаклях МХТ не было недовольных зрителей, видимо, желание посмотреть московские спектакли превышало все неудобства. Наш театр являлся координатором «Больших гастролей», – и мы, хочу отметить, справились хорошо, достойно встретили гостей, никаких замечаний, нареканий не было, расстались по большому счету хорошими друзьями. А с открытием сезона были, конечно, недовольства, но в целом у зрителей было понимание, зачем все это. Конечно, на театр тоже легла дополнительная нагрузка, так как необходимо было увеличить штат контролеров для проверки документов, измерения температуры, чтобы избежать скученности.

– Каким еще был этот год для театра?

– Очень насыщенным. Начиная с февраля, мы показывали зрителям премьеры, которые накопили за пандемийный 2020-ый год. И каждый месяц у нас шла премьера за премьерой: комедия «“Шведская семья” профессора Густафа», спектакль для всей семьи «Добывайки», черная комедия «Калека с острова Инишмаан» и бэби-спектакли «Микрохи» и «Мой дом».

– Помимо этого у вас были и другие премьеры?

– Конечно, по госзаданию этого года в мае у нас прошла премьера комедии «Кое-что про йогу», в июне – детского спектакля «Звездный мальчик», который долгое время не игрался из-за отъезда артиста и был восстановлен. В октябре открыли 93-ый театральный сезон драмой Сергей Левицкого «Театр. Изнанка», которая ошеломляет.

– Чем же?

– Это интересная пьеса о том, что обычно скрыто от посторонних глаз, о непарадной стороне театра, о том, сколько боли он может причинить, сколько нервов вымотать, сколько сил, крови и пота потребует. Получился грандиозный спектакль по накалу страстей, по эмоциям, по занятости артистов, который надо обязательно посмотреть, если вы хотите узнать, как устроен театр изнутри.

– Были и еще премьеры?

– Да, конечно. В ноябре мы показали «Метаморфозы для детей и взрослых». Это очень красивый, визуально-пластический спектакль, не драматический. Артисты вошли на новую для себя территорию искусства – театр предмета, пластический театр, визуальный, кукольный в какой-то мере. И для них это, конечно, профессиональный вызов, с которым они прекрасно справились. А на Малой сцене прошла премьера проекта «Black box», который скорее не спектакль, а социальный эксперимент. Здесь на сцене стоит черная коробка, зрители сидят в полной темноте, и каждый может зайти в коробку и сказать все, что захочет. Его никто не узнает, потому что внутри коробки микрофон с функцией измененного голоса.

– Какие новогодние «подарки» вы приготовили своим зрителям?

– С 24 декабря по 8 января на наших сценах идут детские спектакли. На Большой – чудесный «Звездный мальчик», а на Малой – премьера «Снежный бум». Это бэби-спектакль в постановке нашей новой актрисы и режиссера Надежды Разуваевой. Очень нежная новогодняя история для самых маленьких.

– Новый бэби-спектакль?

– Последние два года у нас активно развивается бэби-театр – театр для зрителей от 0 до 4-5 лет. Для этих деток мы создаем особые спектакли с учетом возрастных и психологических особенностей, которые будут понятны и интересны им, которые помогут им соприкоснуться с магией театра и с искусством. Наш театр стал одним из немногих, кто вошел в число участников Международного фестиваля-акции Babybiennale «0+» и сделал для своих зрителей бэби-инсталляцию по мотивам картин русских авангардистов.

– Какие планы у театра на будущее?

– Новые фестивали (улыбается). В феврале-марте мы вновь поедем на «Золотую маску» и в рамках внеконкурсной программы Детский Weekend покажем наши спектакли для детей, о которых я говорила, «Микрохи» и «Добывайки». А дальше новые спектакли и проекты. И конечно, у нас с Сергеем Александровичем большие планы по развитию театра. Помимо того, что я побывала на фестивале театральных менеджеров, в августе к нам приезжала Елена Ковальская, арт-директор Центра им.Вс.Мейерхольда, и мы большой командой работали над стратегией развития. В наших планах создать новый современный театр, интересный для разных категорий зрителей. Те знания, что я получила, те аспекты, которые нам удалось обсудить с Еленой Георгиевной, планируем уже начать воплощать в жизнь. Проект стратегии подготовлен, к сожалению, из-за колоссальной загрузки не удается его вычистить, думаю, в следующем году свои желания начнем воплощать в реальность.

– Как вы будете отмечать Новый год и что будете готовить?

– Отмечать, конечно, с семьей. А по поводу стола, то у меня нет блюд, которые я готовлю из года в год. Я человек настроения, захотелось сегодня одно, то буду готовить это блюдо, захотелось другого, буду другое. Конечно, предпочитаю легкие блюда, морепродукты, рыбу, а мои родные, безусловно, потребуют «оливье» и «селедку под шубой». Конечно, выискиваю интересные рецепты и что-то новенькое.

– Что бы вы пожелали своим зрителям и читателям «ТВ-программы»?

– Пусть все надежды на Новый год сбудутся! Пусть мы войдем в него с оптимизмом и верой в лучшее! Пусть он принесет с собой благополучие и стабильность, будет наполнен только хорошими новостями и радостными событиями! И самое главное, пусть он будет насыщен яркими впечатлениями, которые дарит ТЕАТР!

 

Варвара Стрельцова, «ТВ-программа», 29.12.2021

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.