Перед бенефисом мы встретились с народной любимицей и поговорили об одной из последних ее работ и о том, насколько довольна актриса своей профессиональной судьбой.
- Нина Константиновна, последняя ваша работа в спектакле «Анатэма» вновь дала повод восхититься вашим актерским талантом. Многие зрители отметили, что такой Нину Туманову они еще не видели на сцене. Можно ли сказать, что и для вас новая роль стала неким глотком свежего воздуха?
- Роль Суры в спектакле «Анатэма» для меня дорога, любима и близка. Я стараюсь раскрыть все самое лучшее. Мне очень важно в своей роли показать зрителю то, что дорого мне. Актер – это его профессия, и каждую свою роль он обязан полюбить и вложить в нее всего себя. И я уверена, все актеры к этому стремятся, но… бывает драматургия слабая, режиссер мало помогает. А актер старается, бьется, потому что именно он выходит перед зрителем, а не художник и не режиссер. Иногда удается что-то сделать самому, а иногда совсем нет. И говоря о новой работе над спектаклем «Анатэма», скажу, что здесь для меня удачно соединилось все: и драматургия, и сама роль (то, что в ней заложено), и, конечно же, режиссура Сергея Левицкого.
- Любая новая роль – это опыт, открытие себя. С какой стороны вы, как актрису, себя увидели в новом спектакле? Было ли место личному удивлению?
- Трудно ответить на этот вопрос. Я не могу себя оценивать. Но отмечу, что этот спектакль отличен от других тем, что в нем другой способ существования, и это стало для меня новым опытом. Я не хочу хвалиться, но я такой человек, что мне важно узнать, понять и сделать. И пусть режиссер при молодых актерах говорит, что у меня что-то не получается. Меня это не волнует! Ну и что с того, что я народная артистка. Моя цель – понять. А понять – значит сделать. Насколько это получилось, судить Вам – зрителю. Я пыталась выполнять требования режиссера, воплощать его замысел. А вот чем я горжусь, так это тем, что выдержала напряженный график репетиций перед премьерой 10 дней – с 11 утра до 9 вечера. И это в мои года!
- Про новый опыт существования на сцене. «Анатэма» кардинально отличается от привычных постановок, что местный зритель видел на сцене. Скажите, вам такой, в какой-то степени экспериментальный театр близок и понятен?
- Я не могу ничего сказать про «Анатэму», потому что этот спектакль я вижу только из-за кулис. Чтобы иметь полное представление, я должна оказаться в зрительном зале. Тогда увижу и ошибки, и недостатки, и достоинства. Скажу одно: для меня новая роль однозначно стала подарком.
А вот спектакль «Фронтовичка» (он тоже непривычен для зрителя) я могу оценить. И скажу, что это изумительный спектакль! По режиссуре, по ансамблю, по актерскому существованию, по оформлению – по всем параметрам!
- А что скажете о зрителе, особенно старшего поколения? Ему понятна подобная форма подачи спектакля? Наверняка ваши друзья и коллеги тоже высказывались.
- Мои друзья, знакомые еще не видели «Анатэму», они придут 11-го декабря на мой бенефис. А вот актеры моего поколения, мнению которых я доверяю, высказались положительно. К примеру, Галина Дмитриевна Шелкова сказала: «Спектакль необычный, в нем все любопытно, интересно, сложно».
Я скажу так: у этой постановки очень поэтичный язык, над ним нужно думать, а поэзию, как и классическую музыку, немногие воспринимают. Вот я, например, очень люблю смотреть оперу, хоть и не пою, голоса нет. Но я ее чувствую на эмоциональном уровне. Так и с «Анатэмой»: даже если вам что-то непонятно, но в вашем сердце появилось сопереживание - это уже попадание!
- Нина Константиновна, сегодня вы заняты не в одном спектакле Русского драмтеатра, но был в вашей жизни период, когда ролей для вас не было. Вы тогда остро переживали это время?
- Да, был такой период в моей жизни. В течение трех лет у меня не было новых ролей, а когда у актера нет ролей - это смерть, это внутреннее старение, это угасание. Спасло меня только то, что я преподавала в Академии культуры, иначе я не знаю, как бы пережила то время.
- Сегодня вы снова блистаете на сцене, и надо отметить, делаете это уже на протяжении полувека. Насколько вы довольны своей актерской судьбой?
- Может быть, это высоко будет сказано, но я счастливый человек. Для меня этот счастливый период начался с момента, когда я поступила в Ташкентский театрально-художественный институт, как и мечтала. Так продолжается и до сих пор. Безусловно, актерская профессия сложная, она треплет нервы. Даже сегодня, несмотря на большой опыт работы, независимо от званий и регалий, я, признаюсь, каждый раз, когда выхожу на сцену, страшно волнуюсь. Волнуюсь, буду ли я соответствовать ожиданиям зрителя.
Другое дело, что любовь к театру отнимает мое личное время как матери, как жены. И я благодарна, что мои родные, мои золотые люди – муж, дочь, внучка – меня поддерживают, понимают и прощают. Я признаю, я виновата перед ними за свою страсть, за свою слабость к театру, за то, что работа для меня на первом месте. Это нехорошо, знаю.
- Для вас, как для актрисы, какая награда самая главная?
- Меня недавно на улице остановила женщина с двумя детьми. Дети взрослые, лет по 14 и 15. И они с таким воодушевлением ко мне подбегают и говорят: «Вы же Туманова? Мы вас так любим!». В этот момент я осознала, как же это приятно, когда даже на улице, глаза в глаза, к тебе подходят и выражают благодарность за твою работу. И здесь важно не то, что меня похвалили, а то, что ты доставил людям радость, а значит, ты им нужен. Думаю, это и есть главная награда для актера.
«ТВ-программа в Улан-Удэ», 10.12.2015