«Персонажи стоят в шкафчике и ждут момента, когда ты их выберешь»

Опубликовано:
2022-06-27 18:20:00

Интервью с актером Русского драмтеатра Романом Гавриловым.

23 и 24 июня на сцене Русского драмтеатра имени Н.А. Бестужева состоится премьера спектакля «История одного ограбления». В абсурдистской комедии зрителям расскажут об обманутых ожиданиях и тщетных надеждах на быстрое обогащение. Одну из ролей в постановке сыграет Роман Гаврилов, с которым корреспондент «Традиции» побеседовал о непростой работе актера, ярких работах и о притягательной силе театра.

«Неужели я выйду на сцену, где играл сам Ceргей Maкoвeцкий?»

- Роман, стать актером вы хотели с детства или у вас были мечты о других профессиях?

- Я родился в Гусиноозерске. После 9 класса поступил в энергетический техникум, и, получив диплом, понял, что это не мое. Меня тянуло в искусство, поэтому я решил попробовать себя в актерстве. На тот момент я не знал, что у нас под боком есть академия, рассматривал вариант поступления в Иркутск, но там можно было получить только среднее образование. Позже я узнал, что в Улан-Удэ тоже есть актерское. Я поехал в город, никому ничего не сказав, и поступил.

- Помните момент, когда вы впервые оказались в театре?

- Признаюсь, что мечтал об актерской карьере, но в театре ни разу в жизни не был. Когда я поступил в академию, в Улан-Удэ приехал театр имени Вахтангова. Моим первым спектаклем, который увидел, стал «Дядя Ваня». Для меня это был полный шок. Я только поступил, у нас еще не было никаких занятий. Помню, как завороженно смотрел на актеров и думал: «Ничего себе, как круто они играют! Неужели и я когда-то тоже так смогу и выйду на сцену, где играл сам Ceргей Maкoвeцкий?». Но все же этот момент наступил, и сегодня я играю на этой сцене.

- Расскажите о своем первом спектакле.

- В студенчестве мы вместе с Евгенией Викторовной Герасимовой ставили пластический спектакль «Маугли». Я играл там главную роль и до сих пор помню, как ответственно и волнительно это было. Мы готовили спектакль почти год и играли его на сцене «Феникса». А первая профессиональная работа прошла, когда я поехал по приглашению в Демитровградский театр в Ульяновскую область. Буквально через два дня после моего приезда приехал режиссер из Ульяновска. Он отсматривал ребят и в итоге, дал мне главную роль в спектакле по пьесе Дмитрия Богославского «А если завтра нет?». Я растерялся, когда мы приступили к репетициям, потому что была незнакомая обстановка, новые люди и режиссер. Но взял себя в руки, и у нас получился неплохой спектакль.

- Какую роль вы играли в этом спектакле?

- У меня была роль подростка Антона, которого родители бросили на произвол судьбы. Занятые работой, они оставили его жить за городом с парализованным дедом. Пьеса начинается с того, что Антон пытается покончить с собой, но его спасает дворник. После они находят общий язык и становятся родными душами.

- Расскажите о самых сложных и самых любимых ролях.

- Все мои роли – любимые. Ты не можешь играть то, что тебе не нравится, ты обязан полюбить своего персонажа и весь спектакль. То же самое могу сказать и о сложных ролях, потому что они все сложные. При подготовке к каждой роли ты перебарываешь себя. Есть и физически тяжелые спектакли, например, «Сказка странствий» и «Добывайки». К ним начинаешь готовиться за неделю, так как в этих постановках есть тяжелые пластические номера.

«Мы проживаем спектакль, как дети»

- Вы съездили на фестиваль в Благовещенск со спектаклем «Макаки, пицца и деструкция» по современной пьесе. Какие впечатления у вас остались от этой поездки и фестиваля?

- Когда мы летели в Благовещенск, думали, что это маленький городок на Амуре возле Китая. Но когда мы прилетели туда и прогулялись по городу, поняли, насколько он на самом деле красивый. На фестивале нас приняли очень хорошо, зрителям и критикам понравился наш спектакль.

- Как вы думаете, почему нужны такие подростковые спектакли? В чем особенность таких пьес?

- Если показывать этот спектакль для той аудитории, для которой он предназначен, то это, своего рода, поддержка. В этой постановке мы показываем проблемы, которые переживает большинство подростков. И, показывая этот спектакль, мы как бы говорим: «Ты не один такой. Многие проходили через это, мы тебя понимаем».

- Скоро состоится премьера спектакля «История одного ограбления». Расскажите о постановке и своем герое.

- По сюжету трое друзей грабят банк и прячутся на складе, где работает мой персонаж Ибрай. Он узнает о деньгах и решает тоже претендовать на долю. До определенного момента он прячется от них, но, когда те начинают ругаться, «под шумок» хватает деньги. Но сбежать не получается, так как все вместе они оказываются запертыми на складе на две недели новогодних праздников. Ибрай – это обычный деревенский парень. Он скромный, добрый, немного наивный, дурачок в хорошем смысле.

- Вам близок ваш персонаж?

- Наверное, мой герой близок мне по доброте. Он лояльный и не хочет никого обидеть. В этом мы с ним похожи.

- В чем особенность этой постановки?

- Мы не играем этот спектакль, как драматический, а проживаем все, как дети. Если вдруг откуда не возьмись появится шар, мы не удивимся ему, а продолжим играть с ним и не будем задаваться вопросом, откуда он взялся.

«Я оправдываю себя тем, что это не я»

- Что нужно сделать актеру, чтобы роль, которую ему дали, получилась?

- На самом деле это тяжелый процесс. Сначала тебе нужно понять своего персонажа и его мировоззрение: что он хочет от этой жизни и как он хочет поступить в какой-то конкретной сцене. Потом ты ищешь с ним что-то общее. Если находишь, пытаешься разобраться в причинах его поступков. При поиске персонажа нужно постоянно думать, рыться в себе и много репетировать. На репетициях происходят вечные пробы, которые выматывают. Ты приносишь по сто вариантов, и только один в итоге выстрелит.

- Часто ли вы переступаете через себя, чтобы хорошо сыграть персонажа?

- Часто, потому что я сам по себе довольно стеснительный человек, а в спектаклях иногда приходится делать такие вещи, которые я не всегда бы себе позволил. Но я оправдываю себя тем, что это не я.

- Сложно ли выходить из образа и не протащить персонажа в реальную жизнь?

- Чтобы прийти в себя после спектакля, мне нужно день-два. В это время не хочется ни с кем разговаривать, а просто побыть наедине с собой, этого мне достаточно. Если ты хорошо вжился в роль, персонаж какое-то время может тебя преследовать. После месяца репетиций, когда ты набираешь свой образ по крупицам и живешь с ним до выпуска спектакля, у тебя остаются его манеры поведения. Иногда что-нибудь скажешь, а ребята, которые репетировали, с тобой, подмечают, что ты сейчас сказал так, как этот персонаж. На самом деле все герои остаются где-то внутри. Ты знаешь, что ты их набрал, слепил, и они с тобой - стоят в шкафчике и ждут момента, когда ты откроешь дверцу и выберешь персонажа, как костюм.

«Встал, надел костюм, выучил текст и все»

- Найдутся люди, которые скажут, что в профессии актера нет ничего сложного. Помогите развеять этот миф.

- Да, есть те, кто считает, что мы занимаемся какой-то ерундой и просто устраиваем пляски на сцене. Я сам знаю много таких людей. Например, мой папа начал понимать, что это такое, когда я показывал ему отрывки со спектаклей и объяснял ему, каких усилий это нам стоило. И действительно, многие думают, что это легко – встал, надел костюм, выучил текст и все. Было бы все так просто, каждый был бы актером. Выученный текст не дает абсолютно ничего. Знай ты его хоть от корки до корки, он тебе не поможет.

- В чем для вас заключается притягательная сила театра? Что заставляет вас, несмотря на определенные сложности, продолжать репетировать и играть на сцене?

- Театр – это болезнь, без этого уже не можешь. Мы, как адреналиновые наркоманы. Например, в отпуске я могу отдохнуть неделю-две, но потом начинаю скучать. Мне не хватает адреналина, я с нетерпением жду, когда начнутся репетиции, хотя очень боюсь их. Когда ты ищешь образ, варианты нужно показать режиссеру. Но ко мне часто приходит мысль – а вдруг я неправильно это придумал. Понятное дело, этого не надо бояться, но страх и стеснение все равно есть.

- Сегодня вы уже можете сказать, что нашли свое дело?

- Да. Мне кажется, я уже осознал это, когда учился на втором курсе. В тот момент мы выпустили первый спектакль, перед этим убив на подготовку почти год. При этом, никто не отменял сессии и кучу непрофильных предметов. После того, как спектакль состоялся, я почувствовал облегчение от того, какой огромный процесс я проделал. И то, что все прошло хорошо, добавило мне еще больше энергии. Тогда я понял, что больше мне ничего не надо, это - мое.

Беседовала Марина Эрмиль

 

«Традиция» от 22.06.2022

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.