Путешествие Насти, или Шрамы на память

Опубликовано:
2020-04-01 22:30:00

Судьба Анастасии Турушевой пошла вверх после сильнейшего удара, едва не стоившего ей жизни. Это странно, но все, что происходит за секунды, кажется, длится так долго – удар, страшный полет сквозь лобовое стекло, кровь на снегу и сверкающие на солнце осколки. Боль была настолько оглушительной, что она перестала ее чувствовать. Ей казалось, это неудобно лежать, когда все вокруг суетятся, и сейчас она встанет и пойдет. Но встать отчего-то не получалось. Она помнит, как на белом снегу расползались пятна алой крови. Ее крови. «Красиво», - подумалось ей тогда.  Она помнит людей, бегущих на помощь, накрывающих ее чем-то, чтобы не замерзла до приезда  скорой, испуганные лица друзей… Потом, когда   везли по коридору больницы, над ней, совсем как в кино, проносились больничные лампы – тревожные, яркие, трассирующие. Она и не знала, что в жизни иногда все так же, как в кино.

«Путешествие» за грань

Это было в начале ноября 2014 года. Тогда, возвращаясь из Иркутской области, Анастасия Турушева попала в автокатастрофу. Колесо угодило в выбоину, машину развернуло – все целы, а Настя вылетела в лобовое стекло. Переломы ребер, проткнувших внутренние органы, и не боль, а какой-то нарастающий гул внутри. Ее организм словно замер, не зная, как теперь собраться заново. Анастасия на несколько недель впала в кому. Замерли все. И врачи не давали прогнозов. Все, кто приходил к ней после, начинали плакать. Придя в себя, «девочка-цветочек» говорила им спокойно, без слез: «Все нормально, что сделаешь…».

И ее почему-то не бросили, не забыли, как забывают многих. Все, кто был рядом, остались и старались, чтобы Настя скорее вернулась из ямы, в которую попала в тот злосчастный день.

– Это путешествие, в котором было небольно и нестрашно, путешествие в мир добрых людей,   спасавших меня, они суетились возле меня , собирали  какие-то деньги. Тогда я понимала, что могу стать инвалидом, но старалась об этом не думать. Я просто мечтала встать. Помню каждый день в больнице, какие снились сны, каждого врача, потолок над кроватью, - вспоминает она о том времени.

Как ни странно, актриса Настя Турушева вернулась на сцену уже через несколько месяцев. Только крупные шрамы на теле – «автографы» того времени.

– Я смотрю на них и думаю: такое чувство, словно они всегда были со мной. Это знак, что я была где-то «там», в другом мире.

А в прошлом году в июне она летала над сценой, не боясь упасть. Признается,   страха у нее не было. Это была премьера спектакля «Сказка странствий», и никто не знал, что актриса, играющая главную роль, уже ждет ребенка. Когда приступали к работе над спектаклем, она и сама не знала -  призналась после премьеры. А в этом году у них с мужем родился сынок – долгожданный, любимый. Потому что после аварии неизвестно было, что у них в жизни будет, а чего нет. Еще со студенчества и далее  в театре  они всегда были парой - Анастасия Турушева с Владимиром Барташевичем. Она – спокойная, он – взрывной, и оба - с юмором. Мыслей о расставании у них, говорит, не было. Вопрос такой ее даже  немного удивляет.

«Подарок свыше»

А вот с театром все было иначе. После аварии Анастасия думала, что его, возможно, больше не будет в ее жизни…

Она долго восстанавливалась, училась заново ходить и слушала, как организм словно гудит изнутри.

– Видимых признаков болезни уже не было, я ходила, но внутри все было так, что  уже начала думать, что делать без театра.

И эта мысль ее, как ни странно, не пугала. Потому что долгое время в театре все было не так, как хотелось. Люди в нем были словно разрознены, никто не горел работой, все роли   не те. Был период безвременья, когда за все их критиковали, несмотря на то,  что театром  наконец  пришел руководить ее педагог и наставник  Анатолий Баскаков. Но к этому времени была какая-то усталость от всего. И именно авария положила этому конец.

Когда она разбилась, ее вдруг заметили - стали писать, говорить, начали проявлять участие. Бывает, к ней до сих пор подходят где-нибудь в магазине, спрашивают, как она себя чувствует, обнимают. И оттого, быть может, ей кажется, что все это – авария, больница, люди рядом  - было не случайно.

– Быть может, это подарок свыше – потому что тогда волшебство начало случаться со мной на каждом шагу.

Новое начало

Она еще не знала, долечилась ли, когда принялась репетировать роль в «Фронтовичке». Это был шанс вернуться в театр и в нормальную жизнь. В то время в театре начались перемены – худрук Баскаков пригласил на работу молодого и амбициозного режиссера Сергея Левицкого. Начав работать над «Фронтовичкой», Левицкий вдруг предложил Анастасии роль девочки Леночки. Актриса весила всего 38 килограммов, и никто не знал, как она справится. И, прежде всего, не знала она сама – сможет ли двигаться, как раньше, выдержит ли накал эмоций. Но Левицкий настоял.

– Выходить на сцену мне всегда было страшно. Бывало, сидишь в гримерке со слезами, смотришь в окно и думаешь: «Человек, куда ты? Возьми меня с собой, зачем я здесь сижу…».  В «Фронтовичке» я старалась все делать сама. Слава богу, в театре все меня поддержали.

И все получилось. Зрители заметили ее Леночку – пронзительную, тонкую. Аплодировали. И  Анастасия Турушева постепенно возвращалась к жизни. Даже за кулисами, по ее признанию, она снова впитывала в себя жизнь.

Звезда эпизодов

Теперь в театре считают, что она справится с любым глубоким  материалом. Благодаря этому ее особому умению – перевоплощаться до неузнаваемости. То девочка девяти лет, то столетняя старуха, то и вовсе мужчина. Но это не значит, что все у нее получается. Иногда, прежде чем добиться требуемого режиссером образа, приходишь в отчаяние, но…

– Прожить на сцене то, чего никогда не сможешь в жизни, это и есть тот самый кайф, ради которого, возможно, и идут в актеры сумасшедшие люди, - улыбается Анастасия. Признается, что не считает себя ни красивой, ни талантливой, а в юности и вовсе считала  «страшненькой». Тогда почему же даже эпизодические роли всегда запоминаются? В семье ее театр любили, но жили трудно. Как большинство в те времена. Было время, она зимой ходила в школу в кроссовках, где уж тут возомнить о себе.   До сих пор, говорит, не любит повышенного внимания.

– Я не люблю главных ролей. Столько всего на тебя ложится,   становишься обязанным. Ужасно услышать: «Ты провалил». Хотя я лично этого не боюсь и спокойно воспринимаю любую критику, даже негативную, - говорит актриса. На вопрос, откуда такое смирение и не верит ли она в Бога, отвечает: «Бог един. Я и в церковь хожу, и в дацан. Главное ведь – любовь к людям».

Из последних ролей ей близка Маврушка из «Смерти Тарелкина». За второстепенную роль беззубой юродивой старушонки ее признали лучшей актрисой прошлого года. Кто признал? Коллеги и Союз театральных деятелей Бурятии. И это для нее самое дорогое. А в марте этого года Минкульт Бурятии назвал Турушеву «лидером культуры» и вручил грамоту.

Такое кино

Ей с детства кажется, что все, что с ней происходит, это кино. Даже лежа на больничной каталке, думала: «Как в кино».  Она долго о нем мечтала. А теперь на ее счету несколько киноролей. Благо кино теперь стало ближе и доступнее. Потому актриса то и дело получает приглашения на съемки. Из свежего   есть один неоконченный проект - «Жестокий век Исая Калашникова». В этом фильме Анастасия Турушева играет жену знаменитого писателя   Екатерину Викторовну. Интересно, что сама Екатерина Викторовна, человек, известный своей сдержанностью и мудростью, увидев Анастасию, сначала заметила, что актриса «темненькая», не похожа на нее. И Анастасия внутренне сжалась - боялась отсутствия схожести.

– Почему выбор режиссера пал именно на меня, до сих пор не понимаю. Екатерина Викторовна вобрала в себя черты всех национальностей, прожи¬вающих в Бурятии, такая «всенациональ¬ная» женщина. Я потом поняла, что главное - не внешнее сходство, а то, сумею ли показать то, что они пережили - писатель и его жена.

Удалась ей роль или нет – покажет время. Правда, когда зрители увидят этот фильм, неизвестно.

На вопрос, что главное она хотела бы сказать для статьи, актриса Настя Турушева отвечает: «Что каждого человека надо любить». В том числе и за раны, которые сделали его таким – несчастным или злым. Именно так понимаешь, когда слушаешь ее. Именно это и увидел режиссер, плюнув на внешнее несходство. Главное, что Турушева знает о любви.

– Просто я люблю все, что сейчас делаю. Я не смогла бы творить все это без любви. Она, как музыка, которая звучит внутри.

Анастасия Турушева – актриса по-своему редкая. Играет главные роли в театре, а врагов не имеет. «Короля делает свита», - говорит она, приступая к главной роли, и старается пальму первенства отдать другим. А теперь у нее и вовсе новая роль – мамы. Малышу исполнилось два месяца, и сейчас она снова занята. Раньше даже ночью у нее бывали репетиции. А теперь все ему, сыну, дни и ночи.

– Я теперь так жить хочу, а тут повсюду только и говорят, что какой-то коронавирус на нас решил напасть. И мне растерзать его хочется, чтобы отступил, исчез, – говорит она, обнимая маленького сына.

На вопрос, дает ли ей кто-то такую же безусловную любовь, отвечает положительно и вежливо, но как-то не слишком уверенно. В детстве она была бесстрашной, а теперь  столько страхов появилось. Но в театре, на сцене, они сгорают ярким пламенем. Люди со смеху покатываются, порой  настолько Турушева бывает смешная. Она же клоуном в детстве хотела стать, а стала актрисой. И он, этот клоун, то и дело прорывается наружу и всех веселит. Правда, иногда сквозь слезы.

А для отдыха ей надо закутаться в плед.

– Люблю вечерком налить чашку чая, сесть перед телевизором, смотреть какую-нибудь передачу про старых актеров, про их жизнь и вязать. В этот момент   ни о чем не думаю, это своего рода медитация.

Вот такая провинциальная жизнь, скажете? Это передышка между жизнями – то Сонечки Мармеладовой, то Сеты Томасян, то эпатажных персонажей из «Ричарда III», которых   там играет сразу чуть ли не горсть. То летать надо Мартой над сценой…

И ей кажется, будто живет она в кино – многосерийном, разном, в котором некоторые серии дались особенно тяжело, но главное, что оно продолжается.

 

Диляра Батудаева, «Номер один», 01.04.2020

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.