Русский драмтеатр им. Бестужева представил премьеру «Преступления и наказания»

Опубликовано:
2016-04-11 18:08:00

Режиссер Сергей Левицкий наконец-то представил на суд зрителей новый для театра формат спектакля-«бродилки», для которого выбрал неслучайное произведение – бессмертную классику Фёдора Достоевского.

8 апреля театральный квест по сценам из романа оценили представители СМИ города, а 9 и 10 числа «прошлись» по «Преступлению и наказанию» и первые зрители. Ощущение приключения начинается прямо с фойе, именно здесь аудиторию распределяют на группы, у каждой из которых свой проводник и своя последовательность просмотра. Тут особо надо обратить внимание на тот факт, что на этот спектакль категорически нельзя опаздывать, все время четко отмерено, все группы зрителей отходят одновременно и пройти весь свой маршрут они должны практически идентично по времени – на каждую локацию (а их 6) отведено ровно 10 мин. Несложно понять, что, не придя вовремя, опоздавший зритель будет вынужден пропустить просмотр и пойдет на него уже в другой раз, поскольку возможности догнать любую ушедшую группу зрителей нет возможности. На каждый спектакль могут попасть только 90 зрителей.

Тем не менее, соблюсти элементарную пунктуальность того стоит. Можно сказать, что спектакль никого не оставляет равнодушным, по-настоящему увлекает, не дает скучать, как это порой бывает при просиживании около двух часов в пыльном кресле зрительного зала. «Променад» по «Преступлению и наказанию» заставляет взглянуть как на искусство театра, так и на само произведение по-другому, и, возможно, заново открыть для себя всем порой уже до равнодушия знакомую историю человека, который осмелился задать себе вопрос «Тварь я дрожащая или право имею?». 

- Сам роман, казалось, создан для такой формы. Хотелось какой-то новый опыт дать и артистам, но в первую очередь зрителям. Мне кажется, Достоевский сегодня очень актуален. Когда мы можем смотреть в лентах соцсетей и вокруг – везде одни страдания, ты увидел это, как подглядел за человеком и пошел дальше, страдания людей становятся обыденностью, - рассказал после пресс-показа журналистам режиссер спектакля Сергей Левицкий.

Режиссер добавил, что на самом деле сцен могло быть больше. Однако ограничивало возможности число актеров, в спектакле «Преступление и наказание» занята вся труппа и даже больше – привлечены даже работники сцены. 

Но больше сложностей доставил материал, который, по словам режиссера, пришлось местами беспощадно сокращать, ведь в 10-минутную, строго регламентированную сцену, должна была уложиться сама суть всего выбранного отрезка. Каждая сцена не похожа по замыслу на другую, где-то зрители находятся прямо внутри действия, рядом с самими актерами, даже выполняю отдельную роль, где-то за происходящих в комнате героев приходится в прямом смысле подглядывать. 

- Каждый из нас находится на своей локации, и мы не видим других. Получается, что по 6 раз за спектакль играем одно и тоже, - рассказала одна из исполнительниц роли Дуни Раскольниковой Светлана Полянская.

К слову, ещё одной особенностью этого спектакля является один любопытный момент – в зависимости от того как зрителя ведет проводник и в какой последовательности выпадет просмотр всех сцен зависит и впечатление, и восприятие, и раскрытие самого произведения. Так, для кого то убийство старухи процентщицы было первой сценой, а для кого-то самый знакомый из всего произведения сюжет рассказывается только в середине «хождения» по роману. Мысли чувства зрителя каждый раз индивидуальны, что составляет главную ценность постановки, в зависимости от того как в очередной раз сыграют сцену актеры, Однако финал для всех групп был единым, после того как все прошли все 6 локаций, зрителей собирают в привычном зале и уже на сцене проходит финал истории, все актеры лишь на один первый и последний раз за показ соединяются вместе.

- Внутри тонус, все ощущается острее, чем на сцене, тут ты знаешь, что словно под увеличительным стеклом, любое движение ресницы может быть замечено, любая неправда всплывет сразу же и разрушит атмосферу. Мы должны были все делать подробно и искренне, - отметил один из исполнителей роли Родиона Раскольникова Петр Прозоровский.

Зная, что их со зрителем отныне разъединяет не так много пространства как в зрительном зале, актеры должны не просто отыграть свою роль, но и подстроиться под другие обстоятельства – герои находятся в одной комнате с теми, кто пришел в прямом смысле наблюдать за происходящим со стороны, а иногда быть фактически частью спектакля.

- Мы абстрагируемся, в тот момент - это наша комната, наша тайна. Задача режиссера – никакой театральности, чтобы все было предельно искренне. Когда нам объясняли, что мы будем делать, мы были шокированы, но как говориться «глаза бояться, а руки делают», - отметил исполнитель роли Свидригайлова Олег Петелин.

Свою новую постановку - очередной успех и очередное открытие для театра - Сергей Левицкий воспринимает не так масштабно, как уже представляет некоторая молва, от стремления к вызову и «культурному шоку» у зрителя режиссер открещивается.

- Нет такой задачи, никакой погони за чем-то таким. Это просто исследование своих возможностей. Труппа окунается в совершенно разные формы, узнавать, что мы можем. Таким образом, мы тянем за собой зрителей, и сами куда-то тянемся, - отметил Сергей Левицкий.

Не успела пройти премьера спектакля, откроем тайну, практически сразу было решено назначить дополнительные показы, так быстро были все до одного раскуплены билеты на 9 и 10 числа.

Теперь попасть на «Преступление и наказание» можно будет 17, 19, 21 и 26 апреля. В каждый из этих дней спектакль отыграют по два раза – в 18:00 и 19:30.  

 

Анастасия Хомосова, «Байкал медиа консалтинг», 11.04.2016

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.