Сергей Левицкий: «Театр не может жить в сегодняшнем дне и не говорить о нём»

Опубликовано:
2017-10-10 11:57:00

Бойцы ОМОНа, ножи - пистолеты, морг-скотобойня и “Тауэр ТВ” - Русский драматический театр открывает сезон премьерой «Ричард III». Спектакль поставил художественный руководитель театра Сергей Левицкий по пьесе английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира. Своими впечатлениями от увиденного поделился корр. ИА Буряад Унэн.

«Сатира – это жёсткий юмор»

Если вы готовы к современному театру, то спектакль "Ричард III" – это обязательный must see этого года. Проект далёк от классического понимания трагедии. Но проекты Сергея Левицкого справляются с задачей представить публике авторский театр.

«Ричард III давно был в плане и как премьера сезона 89. И мы его выпустили. Жанр спектакля сатирическая трагедия, а сатира – это жёсткий юмор. Здесь у нас присутствуют и элементы чёрного юмора. Мы хотели всё это стилизовать в таком виде как некий фильм Квентина Тарантино или Гая Ричи. Нам показалось, что это близко к тому способу актёрского существования, который мы придумали здесь и в данной форме повествования”, - рассказал Сергей Левицкий.

В оригинале Уильям Шекспир написал пьесу об абсолютном злодее, который не остановится ни перед чем в стремлении обрести и не потерять власть, о его кровавом восхождении на трон и безжалостном правлении. При этом автор изобразил недолюбленного, закомплексованного, не уверенного в себе человека. Хромой, изуродованный горбун не столько физически, сколько духовно создал мир хаоса и бесчинств. В нем никто не может противостоять беспощадному королю.

Бойцы омона, ножи - пистолеты, морг-скотобойня и “Тауэр ТВ” всё это есть в истории короля Англии Ричарда III, воплощённой в театре русской драмы.

Текст Шекспира тем и прекрасен, что позволяет найти аллюзии на реалии сегодняшней жизни. Здесь есть целый ряд символов современности, которые дают зрителю возможность с иронией и даже сарказмом посмотреть то, что нас окружает, в контексте истории про Ричарда. Поразмышлять об актуальных вопросах: при каких обстоятельствах человек мутирует в подлеца? В какой момент страх одерживает победу над разумом, становится выше и важнее правды? Каким образом человечество своим безразличием, равнодушием и слепой покорностью порождает тиранов?

«Я вообще не понимаю, когда театр берётся за любой материал. Неважно будь это Шекспир или любая другая пьеса. Театр не может жить в сегодняшнем дне и не говорить о сегодня. Для меня априори выбор, о чем и про что и как – это всегда про сейчас и про нас сегодня», - поделился авторской точкой зрения Сергей Левицкий.

Хочется отметить работу художников по костюмам, декорациям и свету – Кристину Войцеховскую и Наталью Гара. Костюмы сделали смесью одежды эпохи Ричарда и современными тенденциями Жана Поля Готье.

Белый кафель морга и мясные туши

«У меня привычка. Я всегда сочиняю пространство, и потом пытаемся прийти с художниками и стенографами к какому-то общему знаменателю. Потому что для меня важно придумать форму содержания и уже от этого мы приходим к конечной форме спектакля. А здесь так получилось, что официальный стенограф это я», - рассказал режиссёр.

Белый кафель морга, свисающие с потолка гигантские мясные туши - этот задний фон сопровождает вас весь спектакль. Так что же это, внутренний жестокий и холодный мир короля или окружающая его с детства действительность?

«Всё, что касается каких образов и так далее. Все, кто создавал этот спектакль, оставил их на суд зрителей», - отметил Левицкий.

Ричарда III в своё время играли Константин Райкин, Лоуренс Оливье, Иэн Маккелен в знаменитых театрах мира. Великий, безумный и гениальный злодей - эта роль тянет за собой огромную ответственность и не каждый осмелится исполнить её.

Интересно увидеть в роли Ричарда III - Владимира Барташевича. Обычно в мировой практике кровавого короля играли мужчины пожилого и зрелого возраста, но в театре имени Бестужева решили пойти на эксперимент и показать молодого Ричарда. Ведь на самом деле король погиб в возрасте 31 года. Эксперимент удался!

«Ричард III» - это ещё один отличный спектакль в копилку Русского драматического театра. Здесь трагедия в какой-то момент превращается в фарс, шекспировский текст переходит «на рельсы» юмора, а сублимация настоящих страстей и привычный психологический театр прерываются другими художественными приёмами, которые умаляют предыдущее действо или добавляют в сцену иные смыслы.

И стоит помнить, что театр - это не только классические постановки, но и новые прочтения. Сегодняшний театр живёт и развивается.

В спектакле звучат фрагменты из произведений композиторов: Michael Galasso, John Debney, Max Richter, Ramin Djawadi, Shigeru Umebayash, Shitao, Wax Tailor, Nicholas Hooper, Valgeir Sigurðsson, Holly Golightly, Lawrence Welk, В.Шаинский. А также произведения из репертуара рок-групп Linkin Park, Heilung, The Greenhornes with Holly Golightly, The Black Noodle Project, The Sonics, The Knife.

 

Владимир Матвеев, «Бурятия», 06.10.2017

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.