Сергей Васильев: «Со мной всегда Вера, Надежда и Любовь»

Опубликовано:
2022-02-17 10:17:00

В преддверии бенефиса, который состоится 19 февраля в 17.00, народный артист Бурятии, лауреат Государственной премии Бурятии, один из ведущих актеров Государственного русского драматического театра им. Н. Бестужева Сергей Васильев откровенно рассказал о своей семье, актерской судьбе и честно признался, что даже не думал о том, что будет служить в театре.

Сергей Васильев получил первые роли в Русском драмтеатре, будучи еще студентом, и, как он сам признается, в его жизни было много случайностей, а в его судьбе, зачастую, все было не так, как он задумывал. Рассказывая о своей жизни, Сергей Александрович говорит, что нужно ценить то, что у тебя есть, любить свою семью и полностью отдаваться нелегкой профессии актера.

- Сергей Александрович, где вы родились, расскажите о своей семье, о ваших корнях?

- Родился в Бурятии, в Мухоршибири, все как у всех, – мама, папа, брат. И, удивительная штука в моей жизни, со мной все время три имени: Вера, Надежда и Любовь. Маму звали Любовь, тещу зовут Вера, жену – Надежда, и они всегда со мной рядом.

Семья никогда не была связана с театральным делом, хотя творческая атмосфера царила в доме: отец занимался музыкой и играл на трубе в духовом оркестре, да почти на всех инструментах играл. Гармошка была его душой, я сам видел, как все вокруг гуляют, танцуют, а он, со стороны посмотришь, – спит, а пальцы продолжают играть. Подойдешь к нему, спросишь: «Ты же спишь?». А он: «Нет, пока люди радуются, буду играть».

Он устроил меня в музыкальную школу, на духовые инструменты, но, честно признаюсь, у меня тогда терпенья не хватило, нужно было разучивать гаммы, сольфеджио, это было не для меня.

- Почему решили стать актером, как выбрали профессию?

 - На этот вопрос у меня до сих пор нет четкого ответа. В школе я старался быть обычным парнем, не помню, чтобы участвовал в каких-то школьных спектаклях, хотя, как мне говорили мои одноклассники, уже тогда во мне было что-то актерское.

После 8-го класса хотел поступать в театральное училище в Иркутске, но что-то не сложилось, одному ехать было не охота, а из друзей никто не хотел заниматься актерским делом. После десятого класса год отработал трактористом, а потом меня забрали в армию. Когда вернулся, мой друг позвал меня в город – поступать в технологический институт, на рабфак. Там я в СТЭМ (студенческий театр эстрадных миниатюр), начал участвовать в студенческих постановках, и так получилось, что нужно было ехать в Хабаровск на фестиваль – меня позвали, и я поехал. Вот так все случайно получилось, и пошел я «по этой наклонной».

На третьем курсе я, что называется, пошел за другом и перевелся на второй курс института культуры. Тогда курс вел Валерий Александрович Тришин, он мне предложил сыграть роль в спектакле, так как у них не хватало парней, я попробовал и получилось. В итоге учился почти десять лет у трех педагогов, уходил, приходил, что-то мне не нравилось, я кому-то не нравился. Зато многому научился у своих мастеров.

При дворце культуры ЛВРЗ был народный театр «Призвание», и я там играл, жил, всех кормил, мою жареную картошку до сих пор помнят. Оттуда перешел в кукольный театр, вот так все закрутилось.

- Сергей Александрович, как вы пришли в Русский драматический театр, какой был первый спектакль?

- В 1994 году меня приняли в театр, тогда шел спектакль «Забыть Герострата», и у нас с ребятами была своя версия этого спектакля, мы его показали, сами делали декорации, музыку. Там у меня была небольшая роль совсем – горожанина. Еще одним из первых запомнившихся спектаклей стал «Село Степанчиково» в трех актах. Там был такой персонаж: Коровкин, и он появлялся только в третьем акте, и я, конечно, переживал, ждал своего выхода на сцену. И это была моя первая серьезная роль, которую я до сих пор вспоминаю, и с благодарностью вспоминаю всех тех, кто в меня поверил.

В 1997 году у меня умерла мама, и я поехал к отцу в Мухоршибирь, ему тогда было тяжело. Устроился работать в клуб, сам ставил спектакли, сам играл. Через некоторое время я вернулся в Русский драматический театр – и уже 26 лет служу этой сцене.

- Вы более 25 лет в театре, и уже можете сравнить то поколение актеров «старой школы», и сегодняшних молодых ребят, с которыми вы работаете. Я не говорю, кто лучше, кто хуже, как вам сейчас служить в театре?

- Сейчас молодежь амбициозная, дерзкая, иногда жесткая. Но это можно понять, совсем другая жизнь, другое поколение. Когда мы приходили в театр, то у нас было такое ощущение, что мы попали в другой мир. Идешь по коридору, а кругом мэтры, народные, заслуженные, мы совсем по другому к ним относились, более трепетно, что ли, сейчас такого нет. Сегодняшние актеры более открытые и свободные. Но, повторюсь, это нормально, меняется жизнь, и она ставит другие задачи.

- Вы сыграли много ролей, какие запомнились на всю жизнь, спектакли, которые бы вам хотелось играть каждый раз?

- Удивительно, что-то с памятью происходит, не помню какие-то случаи из жизни, но помню практически все свои роли, и готов выйти на сцену хоть сейчас.

Самая первая роль, большая, которая у меня была: «Эти свободные бабочки», я играл слепого. Роль тяжелая, важная в моей жизни, но любимая. Был такой случай: мы играли спектакль «Эти свободные бабочки» в Абакане, и после на улице подошла женщина с подростком, говорит: «Мы смотрели ваш спектакль. Спасибо вам. Нам так понравилось. Мой сын тоже слепой. Я поняла, что всего надо добиваться самому и, что я его постоянно под контролем держу, а ему нужна свобода, надо его отпускать, несмотря на то, что это будет больно и мне, и ему». До сих пор слезы наворачиваются.

Был спектакль «Делец», там тоже была главная роль. Комедия, где мы все смеялись, нам было «в кайф», играть, как сейчас говорят. Одну из ролей играл Сергей Леонидович Панков, текста было много, а учить слова он не очень любил, и сделал такой ход: по роли у него были карточки, в которых записаны имена женщин, но он написал на них свой текст. По сценарию я у него выхватываю эти карточки и кидаю их, они разлетаются по сцене, а он их собирает. Но один раз я подбросил их слишком высоко, и они зацепились за люстры…. Он смотрит на меня огромными глазами, в которых вопрос: «Что делать?» Люди в зале смеются, я немного в ступоре, он тоже. Мы с ним, конечно, выкрутились, но, как потом мне рассказывали, и я сам это видел, люди в зале просто не могли спокойно на это смотреть.

И еще спектакль «На дне», очень мне запомнился, сильный спектакль, где раскрываются людские судьбы. Мне было интересно играть, до сих пор в моей душе тепло от него. Это было мое время, были мои спектакли.

- Сергей Александрович, когда получили первое звание, какие были ощущения, что почувствовали в том момент?

- Первое звание «Заслуженного артиста Бурятии» я получил после того, когда сыграл главные роли в нескольких спектаклях, уже был какой-то опыт, знания. А было интересно: 27 марта – День театра, и мне директор говорит (Петр Степанов): «Ты должен быть в праздничном костюме». И никто не сказал, что дают награду. Потом меня вызвали, и я получаю звание «Заслуженного артиста республики», это было приятной неожиданностью. А потом Петр Григорьевич говорит: «Ты сильно не гордись, мы тебя выдвинули, мы тебя поддержали, твое дело – играть».

Потом уже получил звание «Народного артиста Бурятии». Была еще одна награда – лауреат Государственной премии РБ за спектакль «Фронтовичка» Сергея Левицкого. Вообще, что касается наград и званий, то я скромный в этом отношении, человек. У меня есть такой девиз: «Чтобы быть счастливым, надо научиться радоваться мелочам. Например, получаю зарплату и радуюсь, мелочь, а приятно» (смеется). Раньше мы жили тем, что все хорошее – впереди. А теперь говорю, лучше, чем сейчас, уже не будет. Это как старый еврейский анекдот: «Как вы живете? Раньше жили хорошо, сейчас – еще лучше, но так хочется жить, как раньше, хорошо».

- Любой актер – человек азартный, иначе невозможно выходить на сцену. Вы азартный человек?

- С играми в карты у меня не сложилось. Когда я приходил в театр, здесь ребята все время играли в преферанс, я попробовал и понял, что это не мое. Что касается женщин и друзей, то да, я азартный, меня захватывают все эти эмоции. Еще одна моя страсть на протяжении всей жизни – рыбалка. У моей жены – грибы собирать, а я без рыбалки не могу.

- У вас двое детей, не было у них желания пойти по стопам отца?

- Нет, один раз посмотрели, на всю жизнь хватило (смеется). Но я ведь тоже никогда не хотел. Посмотрим, как получится.

- С кем бы вы хотели встретиться, с любым человеком, кто когда-либо жил на земле?

- Мой дед по отцу Василий Егорович. Он был строгий, серьезный, всю жизнь работал в колхозе, настоящий «Домостроевец». А меня почему-то любил, не наказывал, хотя было за что. Я бы с ним еще раз встретился, поговорил, он был сильный человек. Я думаю, что он за мной следит сверху, наставляет меня.

- Какой вы человек в театре и в жизни? Что для вас лучше: жизнь в театре, или вне его?

- Есть такие слова: ты актер по жизни. И есть люди, которые и в жизни ведут себя, как на сцене, постоянно играют, не могут без масок, может, таким образом защищаются. Я не такой: театр и роли – это одно, а реальная жизнь – это другое. На сцене я могу быть разным, примерять на себя судьбы самых непохожих людей, испытывать эмоции, недоступные в реальности. За это спасибо театру и низкий поклон.

- Сергей Александрович, вы счастливый человек?

- Да. Мне Бог все дал, конечно, что-то и можно было бы изменить, но я есть, кто есть, и в этом счастье.

- Спасибо за интервью.

 

Иван Подберезкин, «Бурятия», 16.02.2022

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.