В театре Бестужева готовятся к премьере спектакля «Наводнение» в постановке Сергея Левицкого.
Среди молодых актрис Русского драмтеатра две блондинки – Лиана Щетилина и Елизавета Михайлова. Одна – высокая, тонкая, почти прозрачная, другая – страстная, энергичная, излучающая жизнелюбие. Они разные по энергетике, внешности, характеру. Кажется, их объединяет только цвет волос, но есть дружба, есть профессия и новый спектакль Сергея Левицкого «Наводнение».
Для него прямо на сцене будет построен зрительный зал на 200 человек, а на глазах у публики развернется «почти кино в семи главах» на основе рассказа Евгения Замятина. Режиссер, вдохновленный арт-хаусными фильмами, оставил в общих чертах сюжет произведения и фактически написал пьесу с новыми сюжетными линиями и другими смыслами.
«Наводнение» – трагичная история супругов Софьи и Трофима, которые прожили вместе много лет, но так и не смогли родить ребенка. Они берут на воспитание девочку Ганьку, но подросток не спасает брак, а через несколько лет, когда девочка станет девушкой, и вовсе обернется катастрофой. Лиане Щетилиной досталась роль Софьи, а Лизе Михайловой – Ганьки. Между актрисами разница 5 лет, а между героинями 25.
Мы встретились в гримерке, в перерыве между репетициями и поговорили о Софье, о Ганьке, о спектакле, актерских вызовах, страхах и мечтах.
Сергей Левицкий и откровенные сцены
Для актрис «Наводнение» – это практически первая большая работа с Сергеем Левицким. Ранее это были или не основные роли, или другие режиссеры, или декрет, Лиана и Лиза пару лет назад стали мамами. И вот теперь – главные роли в премьере. С какими мыслями они приступают к важному и сложному спектаклю?
Лиза: На репетициях стоит напряженно-приятная атмосфера, все волнуются, нервничают, сегодня пошли ногами, когда от текста приступили к воплощению, и внутри какая-то истерика.
Лиана: Первая сцена и сразу довольно откровенная. И всем неловко, пока не все понятно, но работаем, все должно быть по правде.
Лиза: Когда Сергей Александрович начертил линию конца сцены, и ты понимаешь, что вот здесь, буквально полметра, и будет сидеть зритель, а мы как на ладони со всеми подробностями, я говорю себе: «Лиза, ну, и чего ты выкаблучивалась, что на три-пятнадцать все сыграешь?» А теперь страшно.
Лиана: Хорошо, что в пьесе все расписано, вплоть до внутреннего монолога, и было время с этим материалом пожить, подумать, режиссер сказал, какие фильмы посмотреть, чтобы поймать атмосферу. То есть в принципе мы уже давно работаем над спектаклем, работаем над образом.
Софья и Ганька: две женщины, две судьбы
Лиза: Я почему-то думала, что Ганька – темненькая, а прочитала у Замятина, что она блондинка с челкой, которая как раз раздражала Софью. Я поняла, что отрежу себе челку для спектакля. Вообще, для меня большая сложность в том, что вначале надо сыграть девочку-подростка, а потом женщину. Это актерский вызов: чтобы зритель поверил, что вот из этой голодной девочки с невинными глазами через 20 минут появится женщина с другой походкой, взглядом. И интересно, и боязно. Пока я к Ганьке буду привыкать. Ганька, пожалуйста, помоги! (Разговариваете со своими персонажами?) У каждого персонажа свой голос, своя интонация, манера, пока у меня нет ее целостного образа, не могу понять, мой это персонаж или нет.
Лиана: Я не разговариваю со своими персонажами, но иногда хожу по улицам и пытаюсь посмотреть на этот мир так, как бы посмотрела Софья. Это, наверное, сумасшествие или особенность профессии, она совершенно не я, по крайней мере, сейчас. Для меня этот спектакль о том, что каждый человек должен беречь мир: мир в своей душе, мир вокруг.
Лиза: Ганька, не хочется вешать ей ярлыки, но она скорее недолюбленная, одинокая, зависимая.
Лиана: Софья жертвующая, сострадательная, интеллигентная, они обе не хорошие и не плохие, они женщины со своей судьбой. И на чьей стороне будут зрители еще вопрос. Кого они пожалеют: Софью, у которой не было выбора, или Ганьку, которая хотела любви?
Метафоры и камерный спектакль
200 зрителей прямо на сцене, глаза в глаза – к чему это обязывает артиста?
Лиза: Здесь ты не соврешь, каждый взмах ресниц, дыхание – все должно быть по правде, мы как на ладони, и это обязывает жить, а не играть.
Лиана: Когда читали пьесу, Сергей Левицкий говорил, что голосом неправильно подаю, потом посоветовал посмотреть на героиню фильма «Догвилль» Ларса фон Триера. Я посмотрела и поняла, что они говорят, не напрягая голоса вообще, я в жизни говорю активнее и громче, чем требуется сейчас.
Лиза: Это нужно для реалистичности, здесь все по-настоящему, твои соседи могут так жить.
Лиана А какой смысл ставить про тех, кто жил сто лет назад? Про нас, лично про тебя всегда интереснее. И тем более в этом спектакле будет все по Станиславскому, обычно Сергей Александрович так не ставит.
Лиза: Но при этом каждая вещь будет иметь второй смысл, все равно это будет головоломка для зрителя. Я думаю, каждый спектакль Левицкого для пытливых умов, думающих людей. Здесь все больше, чем кажется на первый взгляд, и семейная драма – это первый план.
Лиана: Для меня этот спектакль о не сопротивлении злу, наверное. Не есть ли не сопротивление злу – еще большее зло? Ведь человек, подавляемый кем-то в какой-то момент, как пружина, рано или поздно выстрелит.
Лиза: Я не могу так сказать, о чем он, там очень много тем, он о любви.
Лиана: О том, что нельзя жить в нелюбви...
Лиза: Да, и о том, как люди из разных слоев не могут понять друг друга. Здесь и поколенческие вещи, и геополитические, и столкновение мужского, женского, отцов и детей, и межрасовые.
Лиана: Но что точно, что в спектакле нет неживых людей. Они все очень живые, чувствующие.
Актерские мечты и страхи
Лиза: Актер должен быть честным с самим собой и зрителем.
Лиана: Трудолюбивым, в нашей профессии это очень важно, талант дается человеку Богом, но если у человека есть трудолюбие – это ценнее.
Лиза: Открытым, искренним, любить профессию.
Лиана: Любознательным. Всегда мало, что есть в твоей личной биографии, и только своего жизненного опыта недостаточно, нужно получать его от других людей, наблюдать, перенимать.
О ролях мечты
Лиза: Я хочу, чтобы вернули Машку из «Мама, мне оторвало руку», пока это единственная роль, которую я хотела бы еще раз сыграть.
Лиана: Я не люблю этот вопрос, ты, например, мечтаешь сыграть Джульетту, а приехал режиссер и поставил плохо, ремесленно, без души, так, что на поклон стыдно выходить, и тогда роль мечты превратится в пытку.
Лиза: Еще хочу что-то комедийное сыграть, чтобы зал хохотал, а ты им подбавляешь, и они просто рвутся от смеха. Всегда на любой комедии есть женщина, которая так искренне и эмоционально смеется, что все хохочут вместе с ней.
О страхах и минусах актерской профессии
Лиза: Я боюсь забыть текст. Первый шаг выхода на сцену – самое страшное.
Лиана: Я постоянно что-то боюсь, забыть текст, упасть и дергать ножками, что не будет слез, когда они нужны.
Лиза: В этой профессии я ради себя, я не представляю себя без театра. Но минус в том, что редко видишь своего ребенка. Но без театра уже не можешь, это болезнь, жуткая зависимость, адреналин.
Лиана: Ни один человек не испытывает столько эмоций, сколько мы, у нас эти яркие эмоции с пятницы по воскресенье.
Лиза: Теперь и со вторника.
Лиана: А еще ты постоянно оцениваешь себя и не в лучшую сторону, достаточно ли ты хорош...
Лиза: у меня такого нет, я звезда...
Лиза вновь заразительно смеется, а помощник режиссера завет актрис на репетицию. Интервью, как и запись, прерывается. Впереди «Наводнение», премьера которого пройдет 15 и 16 ноября на сцене театра Бестужева. Его долго ждали актрисы, теперь его ждут зрители.
Ольга Аносова, «Молодежь Бурятии», 06.11.2019