Долгожданный и противоречивый, обсуждаемый и любопытный – так зрители говорили о новом спектакле Сергея Левицкого. Масштабная пиар-акция подогревала интерес поклонников театра, а необычная «кровавая» фотосессия, предшествующая премьере, заинтриговала даже самых холодных к искусству жителей Бурятии. В результате на пресс-показе был полный зал: утолить свое любопытство пришли представители почти всех республиканских СМИ.
Те, кто читал Шекспировского «Ричарда III», должен помнить, что пьеса написана в жанре трагедии с элементами хроники. Тем более удивительно, что Сергею Левицкому удалось сделать свой спектакль сатирическим, не меняя сюжета. Режиссер не отступал от основного сюжета, сохранил всех исторических героев, но с присущим ему юмором и собственными (уже узнаваемыми постоянным зрителем) приемами сделал нечто совершенно новое, и, безусловно, любопытное от начала и до самого конца.
Как бы ни хотелось обойтись без спойлеров, все же хочется рассказать о некоторых деталях, особо будоражащих и поразивших. Во-первых, как это было видно уже из фотосета, основными декорациями выступает…морг. Почему именно так? Этот вопрос журналисты задали самому режиссеру.
- Как правило, я сочиняю пространство потом обсуждаю это со сценографами, и приходим к общему знаменателю. Для меня важно придумать форму, в которой будет существовать содержание, здесь так получилось что официальный сценограф - я сам, - пояснил Сергей Левицкий, - По поводу образов, идей и смыслов – это на суд зрителей, пусть все ответы рождаются в их голове.
Жанр он, безусловно, определил, как сатирическую трагедию: « Жесткий юмор, даже черный, в духе Тарантино и Гая Ричи по способам актерского существования. Мы много с актерами смотрели разных постановок Ричарда III, и можно будет увидеть отсылки на них».
Чаще всего, еще до премьеры, у Сергея спрашивали, почему на роль главного героя он выбрал молодого актера – Владимира Барташевича.
- Мне показалось любопытным сыграть вне традиций, обычно Ричарда играют актеры в возрасте, на самом деле сам, исторический Ричард умер в возрасте 31 года, - рассказал режиссер, - Володя Барташевич, решил, подойдет.
Как и в «Анатэме» мы увидели яркие отсылки к современному миру: спецназ в бронежилетах, огнестрельное оружие вместо клинков и мечей, современные сигареты и даже пункт пропуска в аэропорту.
- Театр, берясь за любой материал, не может не говорить о настоящем, - уверен Левицкий, - Да, само собой, это сейчас, это про нас и сегодня. А по поводу смысла – еще раз повторю – все на суд зрителя.
Яркие, почти невероятные костюмы, шокирующие декорации и до боли реалистичные звуковые эффекты. Все вместе настолько дезориентирует зрителя, что становится не понятно, где ты: то ли смотришь фильм, то ли сам стал участником, нет, не спектакля, а реальной трагедии. Отдельно хочется отметить актерский состав. Сейчас, уже после просмотра, трудно представить, что Ричарда мог сыграть кто-то другой, не Владимир Барташевич. Он настолько естественно выглядел в образе отвратительного горбуна, что совершенно забываешь, какой сам артист в реальной жизни симпатичный и обаятельный. Но в сцене, где он сумел обольстить прекрасную Анну, ему удалось, казалось бы, несопоставимое – быть мерзким и милым пугать и пленять одновременно. Хороши были и король Эдуард в исполнении Олега Петелина, и Светлана Полянская в роли королевы Елизаветы, и Кристина Баженова, сыгравшая Маргариту Плантагенет, и все другие, кто сделал волнующую премьеру сильной и безумной, каким и был исторический Ричард III.
Зоя Степанова, «Традиция», 11.10.2017