Театр Бестужева показал русскую хандру в «Онегине»

Опубликовано:
2020-03-26 22:17:00

Во всех российских театрах не перестают ставить классику. Но не во всех театрах решаются на то, чтобы создать свою интерпретацию «гранита» русский литературы.

На такой эксперимент решились в театре имени Бестужева, где 20, 21 и 22 марта состоится премьера – «Онегин» в жанре «русская хандра» в постановке московского режиссера Ивана Комарова. В основу взяло всем известное до подробностей произведение - роман в стихах Александра Пушкина "Евгений Онегин". Создала свой текст для постановки драматург из Москвы Алина Журина.

- Это важно перечитывать такие произведения будь то Пушкин или Достоевский, поскольку в каждом возрасте у тебя своя оценка происходящего. Сначала ты оцениваешь написанное, потом оцениваешь себя, чем просто героев. Это как сеанс психодрамы у психоаналика. Ты уже прекрасно знаешь фабулу, и вот ты уже понимаешь а что ты в этом романе, если ли эти персонажи в тебе или в твоих знакомых, а как это было у тебя, - говорит драматург, - Это собирательные образы, в каждом из нас есть и Ленский, и Ольга, просто они в разное время проявляются в человеке. Это крутая вещь, читать надо все подряд и думать что читаешь.

19 марта состоялся предпремьерный пресс-показ. Как сразу предупредил собравшихся со сцены режиссер Иван Комаров, у этой постановки нет задачи претендовать на лучшую трактовку, это диалог со знаменитым автором. Все, что после происходило на сцене действительно подтвердило - это не Пушкин и его герои, это современные персонажи, которые читают его произведение, но параллельно проживают свои жизни. И в сюжете этого "Онегина" есть Женя с его узнаваемой холодностью к жизни, есть такие разные сестры Ольга и Татьяна, есть их мама, которая и присутствует и не присутствует одновременно, есть гиперэмоциональный Ленский, есть милая няня, а ещё есть певица и медведь.

Интересно то, что спектакль Русского драматического театра - не пересказ произведения Пушкина просто в современной форме, это  словно попытка исследовать и представить версию того, почему Евгений такой. Затертый до дыр вопрос "А правда ли Онегин все же искренне полюбил Татьяну?" тут не звучит. Сам режиссер заявил: "тема нелюбовь". От начала и до конца спектакля зритель наблюдает динамику знакомых фраз и незнакомых обстоятельств, чёрного юмора и страшных ситуаций из реальных личных отношений отцов и детей, влюбленных и не знающих любви.

- Онегин - потерянный в этом мире, глубокий, странный, - поделился исполнитель главной роли Владимир Барташевич, - На спектакль надо прийти всем, кто прочитав "Евгения Онегина" думает, что он знает этих героев. Спектакль саркастичный, драматичный. Скучать, я думаю, не придется.

Пространственное решение спектакля создали художница Ваня Боуден и художник по свету Максим Бирюков. Декорация и реквизит создают пространство в состоянии между ожиданием и безвременьем, где застряли «под стеклом» герои "Онегина".

- Мы находимся на расстояние от этих героев. Они давно написаны, у них другие нравы и другая эпоха. А мы стараемся через текст и пространство их анализировать, - сказала Ваня Боуден, - На центральной площадке - условная автобусная остановка, это место куда мы садимся и ждем, что что-то измениться и нас куда-то увезут. Но ничего не меняется.

Театр Бестужева обещал по-пушкински «хулиганский» спектакль, и он правда совершенно дерзкий и громкий, хотя и жанр задан как «русская хандра». Это всем знакомое состояние, которое выступает мотив действий героев. Кого-то возможно постановка спровоцирует задуматься - уверены ли мы, что отличаемся от Онегина, и как часто портим свою жизнь этой самой хандрой.

 

Анастасия Хомосова, «Байкал Медиа Консалтинг», 20.03.2020

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.