ТЕАТР БЕЗ АКТЕРОВ И ДЕКОРАЦИЙ, ЛОМАЮЩИЙ МИРОВОЗРЕНИЕ

Опубликовано:
2021-11-17 14:54:00

12 ноября на Малой сцене Государственного русского драматического театра им.Н.А.Бестужева прошла премьера спектакля, который можно назвать социальным экспериментом «Black box» (16+). О том, что это такое и как к этому отнеслись зрители, в материале «Молодежь Бурятии».

Это, как определил жанр его автор – актер и режиссер Виталий Федоров (г. Хабаровск), – партиципаторный «замес», когда сами зрители – создатели «спектакля».

Никакой игры

Главный принцип «Black box» - никакой театральной игры, никаких режиссерских корректировок. А все, что происходит на сцене, в руках самих зрителей.

Этот спектакль в репертуаре Русского драматического театра появился впервые на творческой лаборатории «Территория РОСТа. Год шестой», которая проходит при поддержке Министерства культуры и правительства Бурятии. И это не спектакль в традиционном понимании, а скорее социальный эксперимент, исповедь, очищение и возможность каждому рассказать о том, что его волнует, о своей боли или проблеме.

Если, приходя на очередную премьеру в театр зрители ждут, что им покажут готовый театральный продукт, где все можно рассмотреть, обдумать и прочувствовать, то

«Black box» такой возможности не дает. Во время «Black box» можно только прочувствовать, причем вживаться в роль зрителю не нужно, как не нужно и примерять на себя актерство. Наоборот, здесь можно раскрыть себя, избегая стеснения.

Начнем с того, что «Black box» проходит на Малой сцене в полной темноте, и если кто-то боится темного замкнутого пространства, то лучше подумать, стоит ли идти сюда. Перед спектаклем зрителей попросят оставить в фойе все светящиеся приборы: телефоны, брелки, смарт-часы.

На сцене стоит черная коробка, внутри – микрофон с функцией измененного голоса. Любой зритель может зайти в коробку и сказать обо всем, что его волнует. Автор сделал все, чтобы никто из присутствующих не мог увидеть того, кто говорит, или узнать его по голосу. Здесь человек может безболезненно для себя, абсолютно анонимно рассказать все свои душевные «гематомы», частично избавиться от груза проблем и просто выговориться. Это интересный театрально-социальный опыт, который позволит понять что-то новое о себе или о других.

«Black box» – это «спектакль» с непредсказуемым сюжетом, так как никто не знает, какие это будут истории. Поэтому нельзя предугадать, сколько он будет длиться. Если зрителю некомфортно, неприятно, он торопится домой или просто хочет уйти, то может в любой момент выйти из зала.

«Партиципаторика – это культура участия, соучастия, сотворчества. Мы создаём свою жизнь, мы участвуем в жизни друг друга, мы сотворцы и соучастники наших жизней. Мы не просто выбираем культурную среду, в которой нам жить, мы создаём эту среду. Это осознанный подход к своей жизни и к жизни окружающих нас людей. Осознанность – это ключ в процессе гармоничного развития личности. Наш спектакль – это первая ступенька в процессе осознания себя и осознании другого человека... Я есть... Мы есть... Я/Мы...», – говорит автор проекта Виталий Федоров.

Эксперимент, который удался

«Black box» - это эксперимент для бурятского зрителя, который однажды уже удался. И это было в США. Театры с черным ящиком имеют их корни уходят в европейский авангард начала ХХ века. Театры «черный ящик» стали популярными и все более широко распространенными в 1960-х годах в качестве репетиционных площадок. Практически любую большую комнату можно превратить в «черный ящик» с помощью краски или занавесок, что делает театр «черный ящик» легкодоступным вариантом для театральных артистов. Наборы простые и маленькие, а их стоимость ниже, что привлекает некоммерческих и малообеспеченных художников. Черный ящик также считается многими местом, где можно исследовать более «чистый» театр, сосредоточив внимание на самых человеческих и наименее технических элементах.

Концепция приписывается швейцарскому дизайнеру Адольфу Аппиа, который изобрел подобное пространство для гибких постановок около 1921 года. Изобретение такой сцены послужило толчком к полувековым инновациям в отношениях между публикой и исполнителями. Антонен Арто тоже имел представления о подобной сцене; первая гибкая сцена в Америке была расположена в домашней гостиной актера Гилмора Брауна в Пасадене, Калифорния. Хотя домашний декор означал, что сцена Брауна не была настоящим черным ящиком, идея все же была новаторской. Это место и две последующие перестановки, известные как Playbox Theatre, функционировали как экспериментальное пространство для более крупного концертного зала Брауна, Pasadena Playhouse.

Позже театр «черный ящик» стал использоваться студентами драматического факультета средней школы Юнион-Сити в Нью-Джерси. Он стал перформанс пространством, которое различается по размеру и обычно представляет собой квадратную комнату с черными стенами и плоским полом. Простота пространства используется для создания гибкого взаимодействия сцены и аудитории.

Однако все это лишь предыстория. Спектакль без актеров Русского драмтеатра им.Н.Бестужева «Black box» - это новый взгляд на по сути революционные идеи «театров черного ящика» прошлого. Ведь сама по себе идея изначально предполагала импровизированную репетиционную сцену для актеров, где сами актеры ставят спектакль и тем самым открывают новые возможности для развития площадки. Однако улан-удэнский «Black box» - это скорее формат всем хорошо известного паблика в интернете «Аноним03», где каждый может рассказать абсолютно любую историю, причем история эта будет из жизни с участием реальных людей и предсказать невозможно, будет рассказанная история грустной или очень веселой и вызовет безудержный смех. Это действительно очень похоже на некую исповедь, где не придется бояться говорить честно, потому что созданы все условия для анонимности, хотя на входе в зрительный зал все участники действия хорошо друг друга видят. Но, когда оказываешься в самом действии, понимаешь, что на самом деле даже попытки предугадать кто на самом деле из присутствующих и что рассказывает за ширмой не получится при всех усилиях.

Здесь не нужны вечерние платья, не нужно готовиться увидеть завершенное произведение, все, что будет происходить, совершенно точно будет всегда иметь непредсказуемый финал.

О том, почему этот спектакль был введен в театре в Улан-Удэ рассказал актер Русского драмтеатра имени Н.Бестужева Владимир Барташевич.

«Этот спектакль - это попытка поговорить с нашим зрителем на темы которые нас волнуют, темы на которые мы не можем молчать. Каким будет этот спектакль, полностью зависит от вас. Будет ли он длинным или коротким, будет ли он смешным или социально острым, это решаете вы. Конечно же этот формат актуален. Театр не стоит на месте, развивается в разных направлениях. Конечно же мы понимаем, что для зрителя будет присутствовать определённый страх, войти в интерактивный формат, ведь у нас давно сложились определённые стереотипы о том, каким должен быть театр. Но, если разрушить эти клише, и поверить нам, что это не имитация участия, а именно СОучастие, зритель, я думаю, будет удивлён финальным результатом. В конце концов, на этом проекте, мы слушаем друг друга, и рассказываем друг другу сокровенное, или не очень. Главное то, что за время спектакля мы объединяемся в темноте, в той из которой когда-то вышли. Хотя в реальной жизни мы ходим бок о бок, не замечая тех, кто с нами рядом», - отметил Владимир Барташевич.

Новый спектакль «Black box» — это новое видение театрального искусства, созданного полностью для зрителя и его вовлечения в искусство сопереживать, будучи участником или сторонним наблюдателем событий на сцене. Осторожно – это очень эмоциональный спектакль, он не оставит равнодушным никого.

 

Антонина Сухорукова, «Молодежь Бурятии» от 17.11.2021

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.