Театр русской драмы в Улан-Удэ покажет пытки в подвалах

Опубликовано:
2015-10-21 15:23:00

Первый документальный спектакль «Dejavu» покажет, что репрессии и доносительство еще не ушли в историю.

Премьера документального спектакля «Dejavu» в театре русской драмы состоится 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий.

Содержания доносов и допросов, писем и приговоров, интервью и документов, монологи жертв и палачей, «правых» и «виноватых», доносчиков и обвиняемых и другие свидетельства «большого террора» — вот что явилось основой этой постановки, новой работы худ-рука ГРДТ имени Н.А.Бестужева Сергея Левицкого и его команды из 15 человек актеров и постановщиков.

Двое молодых актеров поделились с корреспондентом «МК» своими впечатлениями и ожиданиями от предстоящего спектакля и слегка приоткрыли завесу тайны работы над ним.

Владимир Барташевич, актер («Фронтовичка», «Оркестр «Титаник», «Таланты и поклонники»):

— «Dejavu» — это документальный спектакль, где мы не додумываем какие-то детали и не занимаем какую-то позицию, а просто говорим со своим зрителем и рассказываем реальные истории работников органов ЧК и НКВД и, конечно, детей «врагов народа».

Чтобы найти их, чтобы соответствовать жанру документального спектакля мы обратились в Бурятскую ассоциацию жертв политических репрессий. Ее представители очень быстро откликнулись на нашу просьбу. Мы, сломя голову, помчались туда, взяли адреса и телефоны. А потом созванивались и встречались с людьми, которые поведали о своей судьбе, зачастую сложной и страшной, брали у них вербатимы — интервью с последующей расшифровкой не только слов, но и мимики, жестов, эмоций.

Например, я общался с поэтом. На его отца написали «анонимку», а самого его вместе с матерью сослали за 80 километров от города. Один из опрашиваемых нами детей «врагов народа» рассказывал, что в детстве у него не было игрушек. И однажды под горой он нашел какой-то предмет и играл им. А это оказался череп человека...

Когда «копаешь» глубоко, узнаешь вот такие факты и подробности. Но мы не ставим задачу шокировать людей или вызвать резонанс, а скорее поднять «исторический пласт», придать ему художественную форму и при этом не исказить его сути. Спектакль больше задает вопросы, чем дает ответы, и представляет интерес как для старшего поколения (с точки зрения того, как мы отражаем ту эпоху), так и для младшего (с точки зрения того, что мы рассказываем о ней). Люди еще не видели его, но уже пишут в соцсетях негативные комментарии о нем, а также об актерах, режиссере и театре. Поэтому мы советуем не делать преждевременных выводов, а прийти посмотреть эту постановку!

Светлана Полянская, актриса («Горе от ума», «Любовь людей», «Фронтовичка»):

— Если Сергей Левицкий (худрук театра, режиссер. — Авт.) стал идейным вдохновителем «Dejavu», то мы, грубо говоря, его соавторами. Брали вербатимы у детей «врагов народа» (например, я — у 86-летней бабушки, у которой «раскулачили» отца), искали и собирали аудио, видео, приказы и документы и приносили материал режиссеру, который скомпоновал его в единое целое и сделал из него документальный спектакль, где есть мощный информпоток и биполярные позиции жертв и палачей. Ведь одни люди говорят: «То, что мы пережили — это кошмар», а другие: «Расстреливали — и правильно делали! Ну, были невиновные. Ну и что? Не выполнили бы приказ — сами бы пошли под расстрел!».

Справка МК

Люди еще не видели его, но уже пишут в соцсетях негативные комментарии о нем, а также об актерах, режиссере и театре...

Как все это воплотится на сцене, выяснится 30 октября. Пока же могу сказать, что мы будем не играть, а... рассказывать и показывать сцены из жизни заключенных — например, пытки в бараках и подвалах — в миниатюре, то есть при помощи кукол. Столь острая тема может вызвать неоднозначную реакцию и стать платформой для полемик и дискуссий. Но ведь мы не придумывали ничего, а работали с источниками. В Интернете нашли рассекреченные архивы НКВД, жуткие приказы о расстреле 12-летних детей и разные доносы. Их пишут и сегодня. Недавно был случай в одном российском городе. Один человек написал на своего соседа: довожу до вашего сведения, что сосед из такой-то квартиры употребляет санкционных гусей…

Нельзя молчать о том, как людей убивали пачками, детей и родителей разлучали, первых гноили в детдомах, вторых — в концлагерях, как их калечили, как у них отбирали имущество... И все это — из-за каких-то бумажек! Когда зрители посмотрят спектакль, то, возможно, проведут параллель между прошлым и настоящим...

...Конечно, пока актеры не раскрывают всех секретов грядущей премьеры. Но уже сейчас понятно, что этот нетривиальный, совершенно нового формата, без традиционной завязки, развития и кульминации спектакль вызовет общественную дискуссию и покажет, что трагичные страницы нашей истории бывают важнее и драматичнее любого драматургического произведения. Режиссер Сергей Левицкий предлагает честный, жесткий и открытый разговор о том, что было и о чем не стоит забывать.

 

Роксана Родионова, «Московский Комсомолец в Бурятии», 21.10.2015

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.