Трагедия инфантилизма, или «Дорога на Хохотуй»

Опубликовано:
2016-11-13 18:27:00

Интервью с режиссёром Артёмом Баскаковым для читателей ИА UlanMedia

13 ноября, UlanMedia. "Мама, мы все тяжело больны. Мама, я знаю, мы все сошли с ума..." — эта песня рефреном проходит через весь спектакль "Дорога на Хохотуй" в постановке молодого режиссёра Артёма Баскакова. Премьера на Малой сцене Русского драматического театра им. Н. А. Бестужева покоряет множеством смыслов и лёгкой подачей. Как говорит режиссёр, главный зритель спектакля, как и главный герой – его ровесник. Чего ещё ждать от "Дороги", читайте в интервью для ИА UlanMedia.

— Артём, о чём твоя постановка? Почему у героев бумажная посуда, часы?

— В пьесе поднимается проблема поколения 20, 30-летних, у которых быта нет. С одной стороны, они погрязли в этом быту, а с другой стороны, хотят от всего этого избавиться, чтобы зажить по-настоящему. Всё легко рвётся, рушится, да сам мир очень хрупкий. Поэтому всё бумажное.

— В спектакле звучит очень много Цоя. Это осознанный выбор музыки?

— Да, музыка подчёркивает замысел, я надеюсь, что случайных композиций здесь нет, и зритель это поймёт. Потому что на самом деле "мы все тяжело больны", и "мы все сошли с ума".

— Почему для постановки выбрана именно Малая сцена?

— На большой сцене всё потеряется. В "Дороге" всего четыре человека, здесь нужен интимный разговор, нужен взгляд глаза в глаза.

— Как ты относишься к героям?

— Я люблю их всех. К Лёше, главному герою, у меня особое отношение: с одной стороны, я его понимаю, а с другой, в какие-то моменты ненавижу. Но я понимаю, что и во мне есть что-то от него, да и в близких мне людях, друзьях. Во всяком случае, я стараюсь его понять.

— У тебя есть образ зрителя, который должен понять твой спектакль?

— Да, на самом деле, это люди моего возраста. Мне 29, герою тоже — так сложилось. Я думаю, что моё поколение, поколение людей от 20 до 30 лет, как раз попали во время некой инфантильности. Они действительно не знают, как им дальше жить, они не могут справиться с простыми вопросами, они хотят решить некие глобальные задачи, а простых вопросов решить не могут. Поэтому в первую очередь, это вопрос к моим сверстникам, моему поколению.

— У тебя есть свой Хохотуй?

— Образ, мечта, наверное. Хохотуй для меня — это некий остров, на который я хочу убежать, где дельфины плавают, где всё идеально и хорошо, где можно рыбу ловить и ни о чём не думать. Я думаю, каждому человеку хочется сбежать в Хохотуй. Не решать свои проблемы, а сбежать от них. И у каждого свой Хохотуй.

— Как происходил подбор актёров?

— В этом спектакле заняты Пётр Прозоровский и Анастасия Турушева, которые изначально участвовали в лаборатории. Сейчас есть такая сложность в связи с гастролями ребят в Улан-Удэ, появилась возможность ввести в состав новых артистов, а заодно посмотреть, как они покажут себя на серьёзной роли.

Сейчас роли молодой пары в спектакле исполняют артисты Русского театра, которые только недавно вошли в труппу, это Владимир Гапеев и Ольга Кудряшова.

Текст от автора читает также новая актриса театра, уже знакомая зрителю по "Осеннему марафону", Елена Заиграева. И возрастную пару играют Светлана Перевалов и Сергей Рыжов. Мне кажется, по подбору актёров, что все идеально подходят для своих героев.

— Молодые актёры как себя показали?

— Они талантливые ребята, у них всё есть для того, чтобы выносить эту тему на суд зрителя, чтобы жить в спектакле. Но любому спектаклю нужно время, чтобы стать доигранным, чтобы встать на устойчивые рельсы, так скажем. Пока мы на эти рельсы только встаём.

— Есть какое-то резюме, что-то будешь править?

— Да, безусловно. Спектакль пока идёт неровно, есть какие-то затянутости, паузы ненужные. Сегодня артисты первый раз общались со зрителем, распределялись, были моменты налаживания контактов. И конечно, где-то им нужно это делать смелее, где-то быстрее. То есть сейчас у нас остались технические вопросы, которые мы будем решать — темп, ритм и прочее.

— Ты только вернулся после премьеры в другом городе. Как тебе эта метаморфоза, зрители?

— В Ельце на редкость хорошая публика, они все истосковались по театру. Улан-Удэ очень театральный город, я в этом убедился, гипертеатральный: Русский, Буряад театр, оперный, Ульгэр, "Байкал", Молодёжный театр, филармония. У нас есть куда пойти и есть что посмотреть и послушать. В Ельце один театр на весь город и ещё ДК. То есть альтернативы нет. И когда я приехал, театр был на ремонте, поэтому мы выступали на сцене ДК. Елец — это город Бунина, а спектакля по Бунину там никогда не было. И поэтому они, конечно, жадно всё воспринимали, я даже не ожидал. Всё прошло прекрасно. Мне понравились зрители: очень внимательно смотрят, очень много хороших дельных вещей говорят и пишут.

Публика в Улан-Удэ уже немножко избалованная. Хотя надо сказать, что наша публика мне тоже очень нравится. То есть, например, в Москве отношение какое-то предвзятое "а ну-ка удивите меня".

Здесь всё же люди хотят ходить в театр, ходят в театр и хотят общаться через спектакль с режиссером, драматургом, артистами, даже друг с другом.

— Премьера и сам спектакль будет идти на Малой сцене Русского театра, а что нового нас ждёт в Молодёжке?

— Студенческий спектакль, который делает Анатолий Борисович Баскаков со студентами выпускного курса ВСГАКИ. Это будет спектакль "Палачи" Мартина МакДонаха, ирландская современная драматургия. Очень крутая, очень жёсткая. Нам предложили сделать спектакль с выпускным курсом Джеммы Николаевны Баторовой, и мы согласились, но пока ещё ничего не объявляли нашим зрителям. Сначала будет показ на кафедру, а потом, как только примет кафедра, он будет идти на сцене Молодёжного театра. Плюс ко всему я хочу сделать детскую сказку на Новый год, но сейчас пока идёт ремонт в театре, и я боюсь, что мы не успеем всё закончить.

 

 

Марина Пантаева, «Уланмедиа» от 13.11.2016

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.