В Улан-Удэ показали «русскую хандру» хулиганского «Онегина»

Опубликовано:
2020-03-25 22:14:00

Кто-то решил, что в гробу переворачивается сам Пушкин.

20-21 марта на сцене Русского драмтеатра имени Бестужева состоялся показ новаторского спектакля «Онегин» московского режиссера Ивана Комарова по мотивам произведения Пушкина.

В Улан-Удэ показали «русскую хандру» хулиганского «Онегина»Афиша спектакля «Онегин». Пресс-служба ГРДТ им. Н.А. Бестужева.

Знаменитый роман в стихах обернулся провокационной постановкой в жанре «русская хандра», которая восхитила одних, шокировала других, но не оставила равнодушным никого, включая журналиста «МК в Бурятии». Осторожно — спойлеры!

Интрига закручивается до того, как начинается действо. А именно — когда зритель занимает место в зале и лицезреет перед собой гроб, в котором лежит «дядя самых честных правил». В гроб главный герой роняет и потом вынимает жвачку. И именно здесь его подруга — придуманный персонаж — поджигает искусственные цветы, которые заливает из огнетушителя. А няня сестер Лариных благодарит Онегина фразой, явно отсутствующей в романе: «Евгений, спасибо за фокусы!».

Глядя на такие «фокусы», глаза увеличиваются в размере. Иные театралы всем видом демонстрируют, что в гробу сейчас переворачивается и сам Пушкин. Впрочем, недоумение постепенно сменяется пониманием.

Во-первых, пространства — промежуточного состояния между скрытостью и публичностью, конкретикой и абстракцией, временем и безвременьем. Столичная команда — художница Ваня Боуден, драматург Алина Журина и художник по свету Максим Бирюков — поместила всех персонажей в комнаты-витрины, словно коллекцию артефактов, чтобы публика рассмотрела поведение и изучила психологию каждого из них. Эдакое реалити-шоу «За стеклом».

Во-вторых, костюмов, разительно отличающихся от нарядов того времени. Ленский одет в клетчатую рубашку и джинсы и бегает наперевес с фотоаппаратом, Ольга облачена в мини-кофту, мини-юбку и кроссовки, а Татьяна — в черную футболку, брюки и темные очки, из-за чего выглядит белой вороной, хотя и без того «в семье своей родной казалась девочкой чужой».

В-третьих, саундтреков — не классической, а популярной музыки — от «RussianGirl» Жени Любич до «Пiснисмиiливихдiвчат» Kazka. Все это — довольно дерзкая, но весьма успешная попытка быть ближе к нынешней жизни с ее реалиями, и понятнее, в том числе и молодежи, изучающей литературу по школьной программе.

По-пушкински «хулиганский» спектакль синтезирует драму и гротеск в сложный коллаж. Под его несколько «балаганной» формой с разухабистыми песнями и плясками скрывается глубинное содержание — как под яркой оберткой конфеты — вкусная начинка. Творческая группа делает оригинальный монтаж классического текста, находит злободневную проблематику в каноническом сюжете, рассказывает историю о героях — своих ровесниках, как о сегодняшних людях и отчасти — о себе самих.

Если сначала создатели видели хрестоматийное произведение «материалом на преодоление», то потом — возможностью исследовать мир ключевых фигур отечественной классики. Почти все персонажи занимаются самопознанием и самопоиском — влюбляются первый раз, не справляются с нахлынувшими эмоциями, совершают необдуманные поступки. «Крылатое» словосочетание «русская хандра» становится их сквозным состоянием, но не мотивом и не оправданием. «Архетипический медведь» из Татьяниного сна, то берущий на ручки и гладящий по головке, то дающий пистолет — воплощением мечт и страхов, образом врага и друга. Ну а «нелюбовь» и эгоизм — главными темами постановки. Ведь тут все сильнее любят себя, нежели друг друга.

Татьяна и Ольга познают мир по романам, говорят с матерью по скайпу — точнее, слушают ее монолог, и не знают любви родителей. Не знает ее и Онегин. Когда режиссер, драматург и актеры работали над спектаклем, то много рассуждали, почему же 18-летний юноша стал «безнадежно пустым, совершенно ничтожным человеком», по мнению литературного критика Дмитрия Писарева, и не способен на глубокое чувство. И осознавали: все мы родом из детства. 

Именно над этой мыслью, «вынесенной за скобочки», и трудилась труппа в первую очередь. А раскрывала ее и через метафору, и через эпатаж. Причем вдохновлялась британо-американским мини-сериалом «Патрик Мелроуз», где главный герой борется со своими пагубными пристрастиями — алкоголизмом и наркоманией, причина которым — жестокое обращение отца-садиста и матери-алкоголички.

Вот Таня с маленьким Женей (которого в разных составах играют то сын артиста Аюра Доржиева — Сергей, то сын пресс-секретаря Юлии Федосовой — Петр) роются в его воспоминаниях — переставляют стеклянные бутылки, а вот на ток-шоу собираются со взрослым Евгением все обиженные им и вытаскивают свои скелеты из шкафов.

— Это не фантазия на тему Пушкина, а диалог с автором, — поясняет Комаров. — Мы не претендовали на лучшую трактовку «Евгения Онегина», а лишь представили свое видение, делали все искренне и честно, поэтому ни за что не оправдываемся и ничего не навязываем. Ну а поскольку спектакль — живой организм, постоянно меняющийся и развивающий, есть над чем работать и что совершенствовать.

С такой позицией солидарны и актеры.

Дмитрий Тарбеев (Ленский):

— Задача столь неклассической постановки — не точная иллюстрация классического сюжета, а перенос его на современную почву, раскрытие «старых» героев с новой стороны. Поэтому у каждого зрителя — собственное понимание и восприятие этого спектакля, мнение и впечатление о нем, как и о персонажах. Для меня Ленский — тот, кто открыт миру, наслаждается жизнью, замечает нечто особенное в природе и людях, например, Ольге, которую буквально боготворит. Он старается запечатлеть все моменты на фотокамеру, чтобы оставить память для себя и после себя.

Татьяна Ланец (Татьяна):

— В 21 веке на сцене хочется не столько увидеть декорации 19 века, хотя в них играть было бы проще, сколько найти свое решение вечной проблемы. Эта постановка — про каждого из нас. Режет по-живому, но объясняет многое. Онегин не был плохим, а стал таким, потому что оказался сломлен чем-то. А чем, остается лишь догадываться. И Татьяна неплохая, просто она другая. Уже не девочка, но еще не женщина, которая не осознает свое начало и «придумывает» себе Евгения. Обратите внимание: они оба — в очках!

Еще в сентябре 2019 года руководство Русского драмтеатра объявило о планах поставить «Евгения Онегина», а в январе 2020-го я переехала в Улан-Удэ. И через некоторое время увидела свое имя в расписании репетиций спектакля. Режиссер выбирал между мной и Елизаветой Михайловой. В итоге она получила роль Ольги, а я — Татьяны. Сперва долго радовалась, затем долго расстраивалась. Да что там — накануне премьеры сидела и ревела! Даже хотела устроиться в салон сотовой связи, но не смогла определиться, в какой. Просто я очень похожа на свою героиню, разве что письмо не писала, и словно обнажена перед зрителем. А это очень сложно и ответственно.

По замыслу автора и трактовке режиссера в спектакле присутствуют сцены курения и употребления алкоголя. Театр напоминает: курение и чрезмерное употребление алкоголя опасны для здоровья!

 

Роксана Родионова, «Московский комсомолец в Бурятии», 25.03.2020

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.