В Улан-Удэ прошла премьера спектакля «Осенний марафон»

Опубликовано:
2016-09-28 17:20:00

Именно так называется новый спектакль, который открыл 88-й сезон в Русском драмтеатре. Известная еще с советских времен история о человеке зрелого возраста, который жаждет угодить всем и сразу, а потому постоянно бежит, загоняя себя в угол и делая больно тем, кто его любит, получила оригинальную трактовку от молодого худрука и режиссера Сергея Левицкого. Побывать на премьере и проникнуться ею удалось и корреспонденту «МК».

«Театр уж полон, ложи блещут, партер и кресла, все кипит». Наконец, свет гаснет, и действо начинается. И уже в первые минуты (как, впрочем, и все два часа на сцене и всю жизнь по сценарию) главный герой — талантливый педагог и переводчик Андрей Павлович Бузыкин разрывается между разумом и сердцем, жалостью и принципами, желаниями и обязанностями. Он не может оставить жену Нину и уйти к любовнице Алле, отказать коллеге Варваре, которая эксплуатирует его талант, и выгнать соседа-алкоголика. А когда, наконец, делает смелый шаг, то терпит сокрушительное фиаско из-за собственной мягкости и податливости. Круг замыкается.

Эту философскую комедию о скромном и нерешительном интеллигенте знают многие россияне. Еще в конце 1970-х петербургский поэт и драматург Александр Володин написал сценарий «Горестная жизнь плута», а в 1979 году советский режиссер Георгий Данелия снял по нему фильм «Осенний марафон», который стал настоящей классикой отечественного кино. Позже Володин создал и одноименную пьесу.

По словам Левицкого, знакомая с самого детства кинокартина «попала» в него и зацепила своей гениальностью. В результате появилась очередная постановка. Выбранный жанр потребовал ярких персонажей. Противопоставление двух миров — реального и внутреннего — отразилось в главном герое. В нем идет борьба двух людей — настоящего и вынужденного жить по меркам других и соответствовать их желаниям и представлениям. Именно поэтому на сцене появляются два человека — нормальный и... безголовый. Вот он бежит по беговой дорожке, а вот гладит чистое белье, которое заботливо подает Нина. По всей видимости, этот образ олицетворяет не бездумное, но безумное, стремительное существование.

Евгений Винокуров, который сыграл Андрея Бузыкина, подчеркивает: «Я очень люблю своего героя. Но не знаю, как бы я поступил в аналогичной ситуации, так как, к счастью, никогда не бывал в такой. Эта роль далась мне очень тяжело. А, может, еще и не далась. Может, с помощью режиссера и коллег надо поработать над ней и понять, как относиться к Бузыкину. Я не совсем понимаю его, а потому не могу одобрять или не одобрять. Могу только принять таким, какой он есть, и рассказать историю с его точки зрения». Кстати, на премьере актер получил почетную грамоту за вклад в развитие культуры минкульта Бурятии.

Нину сыграла новая актриса Елена Заиграева. Она родилась в Улан-Удэ, но долго работала в Омске и Санкт-Петербурге и имеет богатый репертуарный лист (Анжела в «Игре на выживание» Дарио Фо, Поля в «Тверском бульваре» Ивана Бунина, Оксана в «День за жизнь» по Александру Молчанову, Шарлотта Вальгрен в «Иллюзионистах» Бенгта Альфорса, Надя Служкина в «Географ глобус пропил» по Алексею Иванову и т.д.). Сейчас вернулась на родину. Устроилась в Русский драмтеатр и, к собственному удивлению, сразу получила роль жены Бузыкина. «Она предназначается для взрослого человека, а я пока нахожусь на рубеже между молодостью и зрелостью. Поэтому чувствую большую ответственность, но страха не ощущаю», — признается она.

Ну а в Аллу «перевоплотилась» заслуженная артистка Республики Бурятия Светлана Полянская.

— В каждой из нас сидит вот такая Аллочка, — считает она. — Женщина-девочка, женщина-параноик, женщина-мучитель. Женщина, которая не способна убежать от обреченных на провал отношений. Женщина, которая готова сидеть и ждать мимолетных проявлений ласки и внимания, тем самым лишая себя покоя и нормальной жизни, погружая объект своего обожания в ад. У каждого в жизни однажды наступает такой момент, когда ты становишься третьим в отношениях, или в твоих отношениях появляется третий. Это очень больно и очень непросто. Зачастую разрубить этот гордиев узел невозможно. Этого не смог сделать Бузыкин и не смогли сделать Алла и Нина. На самом деле мне близки переживания их обеих.

В постановке задействована почти вся труппа — заслуженный артист Бурятии Леонид Иванов, народные артисты Бурятии Олег Петелин и Сергей Васильев, актрисы Кристина Баженова, Алена Байбородина, Аннета Овчинникова, Анастасия Турушева, Елизавета Михайлова и Ольга Кудряшова, а также актеры Иван Бузунов, Артур Шувалов, Петр Прозоровский, Александр Кузнецов, Станислав Немчинов и Владимир Барташевич. Стоит отметить, что «Осенний марафон» подкупает не только талантливой игрой, но и потрясающими (иначе не скажешь)  декорациями. Перед глазами публики вырос Ленинград 70-х годов с его красивейшими домами, разводными мостами, транспортом и Невой — но только... миниатюрный. А, точнее, чрезмерно маленький  для «больших» жителей.

— Это символизирует несоответствие масштаба бытового мира окружающих и творческого мира художника. А Андрей Бузыкин именно художник. Он не просто педагог и переводчик, а поэт, талант, который мыслит образами. И при этом человек, который нужен всем — жене, любовнице, коллеге, редактору, профессору из Англии, соседу-алкоголику. Герои находятся словно на разных уровнях, — объясняет художник-постановщик Кристина Войцеховская. 

Любопытно и то, что мы попадаем не просто в мини-город, а в город-интерьер, где здания становятся мебелью — столами, стульями, кроватями, комнатами. Оказываемся то в домах разных персонажей, то в институте, то в вытрезвителе.

Идея сценографии принадлежит Сергею Левицкому, а саму композицию придумала Кристина Войцеховская. Летом для вдохновения она даже съездила в Санкт-Петербург, побывала на различных экскурсиях, покаталась на речных трамвайчиках и почерпнула основные выразительные характеристики северной столицы.

Кстати, зритель наблюдает происходящее не только на сцене, но и на экране. Таким образом, спектакль синтезируется с фильмом, а театр соприкасается с кинематографом и усиливает впечатления. Когда видишь на огромном проекторе, как в главного героя тычется гигантская спичка, невольно начинаешь переживать за него... Впрочем, не будем рассказывать всех подробностей. Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать и несколько — прочитать. Следующий показ «Осеннего марафона» состоится уже 22 и 29 октября.

 

Роксана Родионова, «Московский Комсомолец в Бурятии», 28.09.2016

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.