В Улан-Удэ смело показали театральную изнанку

Опубликовано:
2021-10-13 12:16:00

9 и 10 октября в Государственном русском драматическом театре им.Н.А.Бестужева прошла премьера спектакля Сергея Левицкого «Театр. Изнанка» (18+). Зрители увидели театр с его обратной стороны – как создается спектакль, как проходят репетиции, на какие жертвы идет артист ради роли мечты, на что способен режиссер ради воплощения своего замысла и какие нешуточные страсти кипят не только на сцене, но и за кулисами.

«Театр. Изнанка» (18+) – авторский спектакль Сергея Левицкого, который написал пьесу, поставил ее и придумал сценическое пространство. Эта авторская постановка уланудэнского зрители поразила, но не стала большой неожиданностью. Дело в том, что когда идешь на постановки Левицкого уже предвосхищаешь нечто неповторимое, своеобразное и выбивающее из колеи привычной жизни. Каждая работа Сергея Левицкого – это не просто взрыв эмоций, это то, что заставляет впечатлительного зрителя пересмотреть все собственные взгляды на жизнь, обнулиться внутренне и начать буквально сначала диалог с собой. Хотя в данном случае речь шла не о каждом рядовом человеке, спектакль даже наоборот, касается очень узкого круга людей, когорты, в которую далеко не каждый может войти и с которой уж точно не каждый зритель близко знаком. Это приоткрытая завеса какой-то тайны, о которой может быть много говорят, многие наслышаны, но жизнь которой никогда сами зрители не видели. Причем спектакль «Театр.Изнанка» держит за горло до самого финала, не отпускает эмоциональный ком ни на одну секунду и кажется, рассказывает о простых человеческих истинах, но говорит таким особым жестовым символичным языком, который одновременно понятен каждому и каждого заставляет запутаться по ходу действия.

Каждая постановка от Левицкого кажется такой витиеватой, с хитринкой, изюминкой и такой желанной, что хочется смотреть снова и снова.

По сюжету на сцене одного из столичных театров ставят Брехта «Добрый человек из Сычуани». Для известного в театральном мире режиссера Тимура Герра этот спектакль практически последний шанс доказать критикам и зрителям свой талант. Но по трагическому стечению обстоятельств прима, играющая главную героиню Шен Те, попадает в аварию. И на ее роль вводят молодую статистку, одиннадцать лет просидевшую в этом театре в массовке. В ее личной жизни все непросто – дома ее ждет больная мать и жених, которому не хватает внимания возлюбленной.

Исполнительница главной роли Елизавета Михайлова рассказала о главной героине, что она разрывается между домом и театром, где ей, наконец-то дали желанную роль. Это и ее последний шанс доказать свой талант, получить свою порцию успеха, востребованности, своей профессиональной нужности, то, чего она так ждала все эти годы. Но судьба сыграла с ней злую шутку, ей приходится делать непростой выбор, который буквально сводит ее с ума.

Зрители Русского драматического театра смотрят практически два спектакля. Первый тот, который ставит персонаж Тимур Герра, – «Добрый человек из Сычуани» о поисках богами самого доброго человека на земле, о благих намерениях, которыми выстлана дорога в ад, о невозможности безграничного милосердия, которое люди посчитают за слабость. Второй уже Сергея Левицкого об изнанке театра, о его парадоксах и перегибах, о том, чем жертвуют те, кто решил себя посвятить этой профессии, о том, как та самая доброта, о которой говорят артисты со сцены, растворяется в гуще болезненных амбиций, жажды славы, эгоизме и честолюбии.

Может показаться, что на сцене зритель наблюдает за универсальным вариантом каждого театра. Однако Сергей Левицкий объясняет, что эта история личная лишь в какой-то мере, а реальная изнанка Русского драмтеатра имени Бестужева более благополучна, чем показана в его спектакле.

«Все режиссеры разные, подходы у них разные. В этом спектакле просто максимально обострены обстоятельства», - говорит Сергей Левицкий.

Сергей Левицкий рассказывает: «Театр — это творческая среда, это все те пороки, которые проявляются в связи с завистью, ревностью, славой, успехом, ложными представлениями о себе, какой-то больной мнительностью, — и всё это ежедневно варится в одном котле. Мы не столько хотели окунуть зрителя в жизнь театра, сколько показать, что есть в нём такого, что цепляет тебя, словно наркотик. Почему ты готов терпеть лишения, унижения, чужую волю? С лихвой ли это компенсируется, до какой поры это компенсируется? Долго ли ты можешь пребывать в славе и успехе? Могут ли тебя сломать — или ты сломаешься сам?.. Человеческое самопожертвование ради большого дела, стопроцентная отдача, когда личная жизнь, собственная семья и дети уходят на второй (или даже третий) план, — эти жертвы могут быть в одну секунду обесценены другими, а человеку мгновенно найдут замену. Всё это существует не только в театре, но и за его стенами, в повседневной жизни. И, мне кажется, наша «театральная история» в этом смысле становится шире, нежели повесть об обратной стороне театра».

Вместе с Сергеем Левицким, который отвечает, помимо текста и режиссуры, за сценографию, костюмы и музыкальное оформление, над спектаклем «Театр. Изнанка» работают художник по свету Наталия Гара и режиссёр по пластике Евгения Герасимова. Кроме Елизаветы Михайловой и Аюра Доржиева, в премьере заняты больше двух десятков артистов — почти вся труппа Бестужевского театра.

Вот, что говорят актеры о своих персонажах.

Дмитрий Тарбеев рассказал, что играет возлюбленного главной героини, ее жениха Костю, который, пока Влада репетирует, сидит с ее престарелой и больной мамой.

«Он хочет нормальную семью, детей, а не вот эти ее бесконечные репетиции, когда она вся в спектакле и не обращает на него внимания. Он совершенно не похож на меня, мне, чтобы сыграть его, пришлось в себе очень сильно копаться, выбивать из себя пацанские, мальчишеские повадки, изменить пластику, походку. Он обычный мужчина, уверенный в себе, твердо стоящий на ногах, он точно знает, чего он хочет. Он не особо сентиментальный, нежный, в какой-то степени брутальный. Он не готов делить Владу с театром, он не понимает, почему работа так много для нее значит, что она готова пойти на самые отчаянные поступки. Этот спектакль о людях, о приносимых жертвах, о том, как мы расставляем в жизни приоритеты, какой выбор делаем: поступить честно или подло, соврать, обмануть, предать или помочь, поддержать, обласкать. Это ведь не только изнанка театра, это изнанка наших душ, самых темных сторон, которые мы прячем от самих себя», - объяснил Дмитрий.

Актриса Светлана Полянская откровенно рассказала, что «Театр. Изнанка» – это почти ее жизнь. Конечно, не в таких масштабах, как у главной героини, не с такими, слава богу, жизненными перипетиями и событиями. Но в некоторых моментах очень близко подходит под жизненный сценарий, под то, что обычно происходит на площадке, какие-то репетиционные моменты.

«Я играю актрису, подругу главной героини, единственную подругу в этом театре, которая ее поддерживала, но поступила некрасиво в ответ на некрасивый поступок Влады. Это сложная работа, мне кажется, я до сих пор не поймала образ, в ней, в моей Соне, надо еще покопаться, поискать. Сложно уловить эту тонкую линию существования на сцене гипер реализма. А зрителям надо быть готовыми к тому, что наша изнанка не такая яркая и красивая, что она не окрыляет, не вдохновляет, а порой очень сильно тебя «убивает». В театре всегда важен конечный продукт, спектакль, никому не интересно какими силами, средствами, потерями он дается, наша изнанка закрыта от посторонних глаз. Пьеса не придумана с потолка, в театре так и бывает, иногда даже страшнее, больнее и обиднее. Если вы любите и ходите в театр, то будет не лишним узнать то, каким он бывает с другой стороны», - поделилась Светлана.

Этот спектакль – не первая работа Сергея Левицкого в качестве режиссера и художника. Другой его авторский спектакль по рассказу Замятина «Наводнение» стал пятикратным номинантом на «Золотую Маску-2021» и обладателем спецприза «Ново-Сибирского транзита». До этого авторским спектаклем Левицкого стала комедия «Шведская семья» профессора Густафа», для которой Левицкий написал собственную пьесу.

«Театр. Изнанка» — авторское сочинение Левицкого по своей пьесе, однако на сей раз в жанре драмы с откровенными сценами и диалогами, с накалом страстей и потрясающим сценическим оформлением. Зрители приняли этот спектакль тепло. Следующие показы состоятся 13 и 14 ноября, а также 4 декабря в 18.00 ч.(18+).

 

Антонина Сухорукова, «Молодежь Бурятии», 13.10.2021

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.