Худрук театра Русской драмы в Улан-Удэ сделал ставку на местные кадры

Опубликовано:
2021-06-23 14:39:00

Сергей Левицкий – о закрытии театрального сезона, важности культуры, заезжих артистах и будущих постановках.

С 12 июня в республике приостановлена работа театров в связи с неблагоприятной эпидемической обстановкой. Двигавшиеся к закрытию театральных сезонов храмы Мельпомены вынуждены были досрочно завершить их.

Русский драмтеатр им. Бестужева полноценно работал с декабря по июнь, и за чуть больше полугода показал восемь премьер, съездил на три фестиваля, получал награды и признание как зрителей, так и театрального сообщества, реализовывал новые проекты. Художественный руководитель Сергей Левицкий даже объявил о целевом наборе артистов на базе ВСГИК.

К старту приема документов на курс, мастером которого станет именитый театральный режиссер, «МК в Бурятии» встретился с Сергеем Александровичем и поговорил о том, каких студентов он ждет на вступительных экзаменах, как пережил театр этот короткий сезон и, эксклюзивно, какие премьеры планирует показать зрителям до конца года.

— Сергей Александрович, расскажите, как прошел для вас этот короткий «ковидный» сезон?

— Сезон этот прошел в достаточно стрессовой атмосфере, когда приходилось чуть ли не ежедневно переписывать, переделывать планы, корректировать договоренности, пересчитывать сметы, заменять или отменять спектакли в связи с разными обстоятельствами: от болезни артиста до закрытия театра вообще. Откровенно говоря, такой режим изматывает, но в то же время держит в состоянии перманентного тонуса. Однако, несмотря на все эти ситуации, мы выпустили ряд премьер большой и малой формы: «Калека с острова Инишмаан», «Шведская семья» профессора Густафа», «Кое-что про йогу», «Добывайки», «Звездный мальчик», «Микрохи», «Мой дом», «Ням-ням путешествие». Кроме того, приняли участие в фестивалях «Золотая маска», где наш спектакль «Наводнение» был представлен в пяти номинациях, «Ново-Сибирский транзит» с этим же спектаклем и «Метадрама» со спектаклем «Фото-topless».

— Как оцениваете попадание в номинанты «Золотой маски» впервые в истории театра? Расстроились, что не получили?

— Оцениваю как очередной важный шаг театра в своем профессиональном развитии. А то, что не получили, — принял спокойно, там была мощнейшая конкурентная среда, и попасть в один список с именитыми театрами и их деятелями — большая честь. Расстроился я в 2016-м, когда спектакль «Фронтовичка» не попал в число номинантов, при этом взяв гран-при на фестивале «Ново-Сибирский транзит».

— Во время пандемии звучала тема, что театр — не жизненная необходимость, вообще нужен ли театр сегодня. Как вы пережили этот вынужденный простой, о чем думали в это время?

— Это такой сложный и больной вопрос для меня, я часто об этом думаю. У меня стойкое ощущение, что у людей во власти, будь то федерального уровня, будь то местного, отсутствует понимание значимости культуры в целом. Культура и ее частности — разные искусства — воспринимаются чиновниками, как нечто прикладное, необязательное, «от сытой жизни». Отсюда и все проблемы: финансирование по остаточному принципу, невнимание к гуманитарным институциям, последние позиции в списке приоритетов государства. Есть такая историческая микро-притча. Во время второй мировой к Черчиллю на подпись принесли бюджет на следующий год. Он ознакомился с документом и спросил: «А где же затраты на культуру?», на что получил ответ: «Война же идет! Какая культура?». И Черчилль возразил: «Если нет культуры, так зачем мы тогда воюем?». Я это к тому, что культура — есть основа любой цивилизации, ее платформа, фундамент. Крах культуры означает крах цивилизации. И никакая экономика, научный прогресс, военный потенциал, ничего не поможет, ничто не спасет, если человечество расчеловечилось. С тем, чтобы человек не откатился к первобытному состоянию, работает именно культура, поэтому она, культура, всегда и при любых обстоятельствах и контекстах исторического отрезка должна быть приоритетом номер один.

— Вы против онлайн-показов спектаклей, почему? И как относитесь к цифровому театру?

— К цифровому театру отношусь спокойно, как и ко всякой иной форме театра, более того, этот тип театра возник из контекста жизни, жизнь создала ограничение для театра, но он нашел лазейку, чтобы оставаться на плаву. Что же касается онлайн-показов, то это неправильно, на мой взгляд, потому что спектакль, который задумывался и позже игрался в рамках традиционной конвенции на сцене-коробке для его восприятия зрителями именно в зрительском зале, где идет обмен живой энергией между живыми людьми без посредника, не может работать через появившегося посредника — экрана. Это подмена. Простите за сравнение, но мастурбация на порно и сексуальная близость с любимым человеком — это совершенно разные вещи. Метафорично говоря, от первого не зародится новая жизнь, это возможно лишь в реальной жизни.

— Театр готовится к отпуску, как вы планируете его провести?

— Для себя лично я вряд ли бы назвал этот предстоящий месяц отпуском, но тем не менее планирую завершить, наконец, ремонт в квартире, написать текст и подробнейший сценарий к своей премьере, которая должна состояться 8 октября. А в середине июля, по итогам вступительных экзаменов, набрать актерско-режиссерский курс на базе ВСГИКа. Прием документов стартовал 20 июня и продлится до 15 июля, 16 и 17 июля состоятся вступительные испытания. Подробно можно узнать в приемной комиссии института. Набранный курс по окончании обучения будет иметь два диплома о высшем образовании: «режиссер любительского театра, педагог» и «артист театра и кино», и гарантированно пополнит труппу театра Бестужева.

— Почему у вас возникла идея взять курс студентов? Ведь это огромная ответственность и нагрузка.

— У меня как-то закончился кредит доверия к «наезжающим» артистам из разных городов, этаким временщикам, которыми движут собственные меркантильные амбиции. Ты зачастую берешь в театр «кота в мешке». Я от этого устал. Отсюда возникла необходимость в «своих» людях, то есть в людях, которых ты реально знаешь и познаешь в течение четырех лет за время обучения. Такой внушительный отрезок времени, проведенный совместно со студентами, позволяет понять, кто есть кто, с кем нам по пути и, самое главное, создать некую творческую семью, в которой у вас есть общие стремления, идеалы и интересы. Это не просто артисты на вырост, это подготовка единомышленников.

— Каких людей вы хотите видеть на своем курсе?

— Талантливых, свободных, бесстрашных, амбициозных, не боящихся брать на себя ответственность в сложных делах, людей пассионарных, которые бы посредством службы в театре хотели изменять себя, познавая жизнь, и саму жизнь в силу своих ресурсов и возможностей. В идеале — творческую и интеллектуальную элиту города и страны в ближайшем будущем.

— Расскажите о творческих планах театра на будущий сезон. Какие проекты, спектакли?

— В августе мы проведем творческую лабораторию «Территория РОСТа. Год шестой» при поддержке министерства культуры Бурятии, посвященную в этот раз социальному, партиципаторному и иммерсивному театру. В общем театру, где зритель принимает непосредственное участие, а не как сторонний наблюдатель в темноте зрительного зала.

Впереди у нас ряд премьер. В октябре мы откроем сезон спектаклем о жизни театра изнутри, о его закулисном бытии, о его парадоксах, перегибах, смыслах и бессмыслице. Предварительное название «Репетируя Брехта». Режиссером выступлю я. Далее мы ведем переговоры с режиссером Галиной Пьяновой, главрежем казахстанского театра «Артишок», которая должна выпустить свой спектакль у нас в ноябре, в декабре мы планируем выпустить продолжение спектакля «Добывайки» — «Добывайки-2» совместно с Игорем Григурко.

Наш зритель соскучился по проекту «Ночь в театре», поэтому мы хотим провести его 22 декабря, уже по обыкновению в день рождения театра. Также мы примем участие в ряде фестивалей, например, во втором фестивале театров Дальнего Востока в Хабаровске со спектаклем «Наводнение», в Большом детском фестивале в Москве со спектаклем «Микрохи» Алмаза Садриева. Таковы планы до конца календарного года.

— Голосом Алеши Груздева из «Фронтовички»: для чего живете, Сергей Александрович?

— Сложный вопрос. Почти каждый день ответ у меня может быть совершенно разный. Я не стабилен, как и этот мир. Возможно, однозначно на этот вопрос есть ответ у того, кто зачем-то придумал эту сложнейшую игру под названием «жизнь».

 

«Московский комсомолец в Бурятии», 23.06.2021

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.