Загубленные души

Опубликовано:
2018-04-03 10:58:00

24 и 25 марта в Государственном русском драматическом театре им.Н.А.Бестужева состоялась премьера комедии по пьесе А.Н.Островского «Волки и овцы» к 195-летию со дня рождения русского драматурга. Классический материал в авторском прочтении представил режиссер Российского государственного академического театра драмы им. А.С.Пушкина (Александринский театр, г. Санкт-Петербург) Андрей Калинин.

«Волки и овцы» – одна из самых известных пьес А.Н.Островского, которая есть в репертуаре практически каждого театра. Постановки по этой пьесе делали такие именитые режиссеры, как Николай Синельников, Василий Сахновский, Георгий Товстоногов, Петр Фоменко, Константин Богомолов и многие другие.

История жизни

«Волки и овцы» — комедийная пьеса в пяти действиях Александра Островского. Пьеса написана в 1875 году. Напечатана в журнале «Отечественные записки», №11, 1875 года. Впервые поставлена в Петербурге 8 декабря 1875 года в Александринском театре. А 26 декабря того же года состоялась премьера в Москве, в Малом театре. Улан-удэнский театр им.Н.А.Бестужева обратился к ней впервые. Это стало неким экспериментом как для театра в целом, так и для самих актеров, которые после премьеры признавали, что это был удивительный опыт игры не словами, а передачей сути происходящего глазами. Зрители ловили каждое движение, каждый вдох, каждый шорох, чтобы ничего не упустить, не потерять детали, которых по задумке режиссера в постановке было множество. Символы и оригинальные интерпретации на сцене оживляли историю, которой уже около 150 лет. Но все эти образы, персонажи, характеры и внутренние перипетии актуальны до сих пор. Алчность, гордыня, подлость, жажда любви и лицемерие не искореняются в человеческой сущности. Островский показал это очень детально. Калинин воплотил это так, как сумел прочувствовать. Поэтому в постановке «Волки и овцы» «бестужевцев» появились неожиданные главные герои, а комедия заставила некоторых впечатлительных зрителей грустить в финале.

Действие комедии происходит в небольшом губернском русском городе в 1870-е годы.

Востребованность произведения можно объяснить тем, что незамысловатый сюжет о людях, которых условно можно разделить на «волков» и «овец», и кто-то более хитрый и расчетливый всегда будет наживаться на доверии кого-то более наивного и простодушного, актуален во все времена и представляет собой богатый материал для размышлений и поиска новых смыслов.

По сюжету молодая, красивая и богатая вдова Купавина мечтает о счастье и любви. Она не подозревает, какие страсти кипят вокруг неё. Многим не дает покоя её богатство, огромные лесные угодья, красивейшее имение.

Властная и честолюбивая помещица Мурзавецкая пытается завладеть собственностью Купавиной. Путём обмана, подлога, запугиваний Мурзавецкая пытается подчинить себе молодую вдову. Она также вынашивает план женить на ней своего беспутного племянника. И это ей почти удаётся. Но появляется более хитрый, более расчётливый и умный человек, которому давно приглянулись и хорошенькая вдовушка, и её капиталы. Это Беркутов — сосед Купавиной. Он вступает в решительный поединок с хитрецами и мошенниками — Мурзавецкой и её подобострастным окружением, направляя течение действия в нужное, выгодное только ему, русло. В результате он побеждает.

Здесь и возможность подумать о том, что даже самые хитросплетенные интриги и лживые планы могут вдребезги разбиться, если появится более сильный и матерый «волк»...

Режиссер Андрей Калинин сделал яркий акцент и очень смелый ход. Центральным персонажем постановки стал дворовый пес Тамерлан. Этот пес на протяжении всей постановки символично обличает характеры главных героев. Его скуление, вой и лай сопровождают буквально каждую ключевую сцену. В финале именно Тамерлану предстоит взять на себя решающий удар судьбы и погибнуть от рук Беркутова.

Рискованный шаг

Для режиссера Андрея Калинина пьеса А.Н.Островского – это возможность поговорить с актерами, зрителями и самим собой о природе зла. Откуда оно проникает в умы людей, и почему, найдя благодатную почву, произрастает подлыми замыслами и поступками?

Калинин рассказывает, что не целенаправленно выбрал именно это произведение классика. Когда ему предложили поставить пьесу Островского, режиссер просто выбрал то, что ему ближе и понятнее у этого автора.

Однако после прочтения постановка 2018-го года претерпела множество изменений и новых методов.

Например, режиссер на роль Меропии Давыдовны Мурзавецкой назначил заслуженного артиста Республики Бурятия Леонида Иванова.

Выбор режиссера очень удивил театральный коллектив, и было принято решение держать в тайне ее исполнителя. Кстати, не все зрители сразу поняли, что статную властную женщину так искусно играет мужчина. Ведь и жесты, и походка на каблуках и осанка не выдавали этой метаморфозы.

По словам артиста Леонида Иванова, он не был готов к такой роли.

«Я и сейчас-то не вполне готов. Никогда не думал, что мне придется играть женскую роль. Но, когда мы начали работу над спектаклем, режиссер показал мне фото женщины, какой Андрей Калинин видит Мурзавецкую. И на ней была изображена женщина с жестким, погруженным в свои мысли взглядом. На лице то ли ухмылка, то ли улыбка. И, видимо, решили, что если на меня надеть парик, то я буду походить на этот типаж. Сейчас, когда уже вплотную работаю над ролью, думаю, есть, наверное, во мне что-то от Мурзавецкой. Хотя она человек жесткий (в отличии от меня) до жестокости, властный, любит подминать всех под себя, но при этом набожный. И в пьесе, когда она видит, как разрушается ее имение, что племянник ни на что не способен, она все время находится на взводе, потому что больна, потому что жить ей, возможно, остается считанные дни. Но она сначала делает подлость, а потом: «Что я творю!», и все равно продолжает давить на свое.

Спектакль по замыслу режиссера – это смешение жанров. При том, что автором пьеса задумана, как комедия, и Андрей Калинин сохраняет комедийность сюжета, но дополняет элементами драмы, фарса, гротеска, площадного театра. При классических костюмах той эпохи, декорации очень условны.

В постановке есть и музыкальные эксперименты: бардовская песня, главная партия героини Купавиной (Светлана Полянская), которая заставляет перенестись в немного альтернативный театр. Смена декораций и смена характеров внутри одних и тех же персонажей – это уникальное режиссерское видение, которое улан-удэнской публике пришлось по вкусу. Андрей Калинин оказался в Бурятии по совету театральных критиков и за 2,5 месяца подарил совершенно новую постановку.

Анастасия Турушева, актриса Русского драматического театра им. Бестужева отметила: «Это всегда потрясающе, когда новый режиссер приезжает в труппу, это новое дыхание для театра и новый взгляд».

Премьерные показы прошли при полных аншлагах. Но на этом не все. Постановку «Волки и овцы» зрители смогут увидеть еще в мае этого года. Пьеса вошла в постоянный репертуар театра.

 

Ольга Степаненко, «Молодежь Бурятии», 28.03.2018

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.