В Улан-Удэ открыли мемориальную доску в память о Народной артистке России Галине Шелковой

Опубликовано:
2022-11-26 10:15:00

25 ноября 2022 года в память о народной артистке Российской Федерации Галине Дмитриевне Шелковой состоялось торжественное открытие мемориальной доски по адресу пр. Победы, 11. На Малой сцене Театра им. Н. Бестужева прошел Вечер памяти актрисы.

На открытии мемориальной доски выступили заместитель министра культуры Республики Бурятия Баир Цыбиков, заместитель руководителя Администрации Советского района Владимир Тэлин, Председатель Союза театральных деятелей Республики Бурятия, заслуженный артист России Дмитрий Панков, директор Государственного русского драматического театра им. Н.А.Бестужева Наталья Светозарова, Народная артистка России Нина Туманова, Заслуженный артист России Сергей Рыжов.

Галина Дмитриевна Шелкова была блистательной актрисой, творческим, увлечённым любимым делом человеком, она вписала немало ярких страниц в историю Русского драматического театра, создала богатейшую галерею разноплановых, интересных образов.

На Вечере памяти коллеги, который организовала заведующая музеем театра Лариса Золотухина, тепло вспоминали об актрисе. Галина Шелкова родилась в городе Кинешма Ивановской области 28 марта 1941 года. Детская увлеченность танцем еще в школьные годы привела её на сцену профессионального театра. Она станцевала в спектакле «Дон Сезар де Базан» цыганские и испанские танцы и была принята во вспомогательный состав в качестве драматической актрисы Кинешимского театра имени А.Н. Островского.

В Улан-Удэ Галина Шелкова приехала в 1961 году по приглашению режиссера И.И. Проханова.

Председатель Союза театральных деятелей Республики Бурятия, заслуженный артист России Дмитрий Панков, выступая на вечере, сказал:

- Я помню Галочку молодой девушкой и помню ее первый выход в новогоднем представлении, которое ставил мой отец. Это было жизнерадостное время – 60-е годы, когда космические корабли начали бороздить просторы Вселенной, и все ждали светлое будущее. Я помню ее в роли мальчишки в коротеньких шортах – тогда всех мальчиков на сцене играли актрисы – травести и помню ее в последующих серьезных ролях. Она до последних дней оставалась трудоголиком.

Ее первые роли сразу привлекли внимание любителей театрального искусства. А все богатство артистических возможностей раскрылось в: Лауре («Девушка с кувшином» Лопе де Вега), в Аманде («День рождение Терезы» Г. Мдивани), в Зубаржат («Ночь лунного затмения» М. Карима), в Варюхе («Поднятая целина» М. Шолохова).  Молодая актриса активно ввелась в репертуар, и параллельно закончила заочное отделение Восточно-Сибирского государственного института культуры по специальности режиссура народных театров (1972 г.).

По воспоминаниям Заслуженной артистки России Лилии Архиповой, когда она приехала в 1968 году, Галина Шелкова уже была взрослой, удивительной актрисой.

- Я каждый день смотрела на репетициях «Валентина и Валентины» и поражалась ее мастерству перевоплощения. После мы много гастролировали, и никогда я ее не видела подавленной, сгорбленной.

Первую награду – медаль «За доблестный труд» и диплом Всероссийского фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения В.И.Ленина Галина Шелкова получила за роль Варюхи в «Поднятой целине» М.Шолохова.

Галина Дмитриевна вела очень большую общественную работу, была активисткой, депутатом Советского Райисполкома, награждалась почетными грамотами Бурятского ОБКОМа ВЛКС, ОБКОМа КПСС, ГОРКОМа, Министерства культуры.

В 1973 году актриса была удостоена почетного звания «Заслуженная артистка Бур.АССР», а в 1976 году – почетного звания «Народная артистки Бур.АССР».

Актриса воплотила в жизнь женские образы многих исторических эпох: Надежду Крупскую («Первые Ласточки» Ш. Шагалиева), Мадлену («Кабала святош» М. Булгакова), Полину Андреевну и Шарлотту Ивановну («Чайка» и «Вишневый сад» А.П. Чехова), Марию («Смута» по трилогии А.Толстого), Анну Кеннеди («Мария Стюарт» Ф. Шиллера)… и этот перечень можно продолжать.

Галина Дмитриевна – была актрисой с большим ролевым диапазоном, одаренностью, умением ярко и запоминающе донести до зрителя идеи и мысли, исполняемых ее ролей: Алиман («Материнское поле» Ч.Айтматова), Дженни Малина («Трехгрошовая опера» Б.Брехта), Нисса («Дурочка» Лопе де Вега), Агния («Не все коту масленица» А.Островского), Валентина («Валентин и Валентина» М. Рощина). В 1979 году актрисе было присвоено звание «Заслуженная артистка РСФСР». Анна в спектакле «Звезды на утреннем небе» по пьесе А. Галина, Бабка Феня в спектакле «По соседству мы живем С.Лобозерова, Сверчкова в «Жанне» А.Галина, Голда «Поминальная молитва» Г.Горина – за каждой из этих работ, по воспоминаниям коллег, был высочайший профессионализм и безупречный художественный вкус, искренность, обаяние и, конечно, огромный талант и потрясающая работоспособность.

Народная артистка России Нина Туманова приехала в Улан-Удэ в 1977 году:

- Я впервые увидела ее в Материнском поле и была поражена ее игрой, - вспоминает Нина Константиновна. - У каждой актрисы есть периоды, когда ты великолепна на сцене, а когда, наоборот, ролей нет и ты в простое. Это актерская судьба. Был период, когда Галина Дмитриевна думала оставить театр, но роль бабки Фени в спектакле по пьесе Лобозерова вернула ее. Ей было всего 45 лет, но в это трудно поверить, настолько сильна ее пластика. Мы говорим об уникальной актрисе. Она не окончила театральный институт, но я всегда училась у нее. И она многое знала и помогала.

 Шелковой были созданы яркие женские образы, полные глубокого драматизма. Она была очень интересна и талантлива в классических пьесах, неподражаема в «Дядюшкином сне» Федора Достоевского в роли Софьи Петровны. Каждое ее появление на сцене сопровождалось бурей аплодисментов и взрывом смеха.  А Бабушка в спектакле «Восемь любящих женщин» Робера Тома – очередное откровение в области женских судеб. Шарлота Ивановна в комедии Антона Чехова «Вишневый сад» показательный пример того, как роль второго плана становится яркой, запоминающейся, глубокой.

- Галя всегда выходила на сцену заранее, проверяла свой реквизит. Дотошность у нее была во всех работах. Она всегда была очень точна и внутренне близка к роли. Такие актеры как она просто отдают себя театру, - вспоминает Заслуженный артист России Сергей Рыжов.

Галина Шелкова принимала участие в Днях культуры в Бурятии в Москве в 1983 году, в юбилейном творческом отчете театра в Москве в 1988 году, в зарубежных гастролях (МНР) в 1990 году. За плодотворную творческую деятельность и большой вклад в области театрального искусства была удостоена почетных наград Республики Бурятия и России. В 2000 году получила почетное звание «Народная артистка России». В 2006 году за весомый вклад с искусство Бурятии, за популяризацию и пропаганду Русского театра за пределами республики, имя народной артистки России было внесено в книгу Почета Министерства культуры Республики Бурятия.

Заслуженный деятель искусств России, бывший художественный руководитель театра Анатолий Баскаков сказал:

- Я всегда смотрел на Галину Дмитриевну, как на обаятельную, увлеченную личность. В спектакле «Три сестры» она была объединяющим центром, актрисой от Бога. Она умела думать на сцене и мысли ее были слышны зрителю. В ее молчании был крик. Она обладала даром внутренней интеллигентности.

Даже когда, вспоминают коллеги, актриса стала падать в обмороки, она никому не жаловалась.

- Мы вместе репетировали «Дорогая моя Памела», когда она поняла, что у нее начались проблемы с памятью. Она самостоятельно приняла решение уйти и сделала это так достойно, хотя это очень трудно, - говорит Лилия Архипова.

 О том, что Галина Дмитриевна никогда не теряла чувства собственного достоинства вспоминала и помощник художественного руководителя Лилия Маркина:

- Это был очень важный жизненный урок всем нам - то, как достойно она вела себя с людьми. Все в ней – выправка, обаяние, внешность говорили о том, что это - актриса.

- «Здесь живут люди» - так назывался спектакль, на который я пришла с цветами, еще только собираясь пойти учиться на актрису. Эти цветы я подарила Галине Дмитриевне. Потом уже, когда мы вместе играли в спектаклях, она была очень доброй к нам, молодым. Она была человек чести. Мы пришли в театр семнадцатилетними и многому научились у нее,  говорит заслуженная артистка Бурятии Алена Байбородина.

Пройден большой и сложный творческий путь длиной в 56 лет с удачами и взлетами. За эти годы было сыграно множество ролей – глубоких, выдающихся, запоминающихся. Галина Шелкова – яркая страница в истории Русского драмтеатра, память о которой живет в воспоминаниях коллег и зрителей.

https://www.youtube.com/watch?v=wJKW_Ly1r8U&t=105s

 

 

 

 

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.