Премьера спектакля "На всякого мудреца довольно простоты" состоялась в Театре им. Н. Бестужева

Опубликовано:
2022-12-12 12:08:00

Накануне, 9 декабря в театре прошел пресс-показ, на который были приглашены представители СМИ Бурятии. Напомним, герой Островского  - Егор Дмитрич Глумов, имея ум и талант, вместе с матерью решает, что добиться в жизни богатства и положения ему – обедневшему дворянину, можно только с помощью лести и умения пользоваться людскими слабостями. Разработав план, он довольно быстро достигает своих целей. Но тут случается нечто, из-за чего все задуманное рискует разрушиться прямо на глазах.

О том, что к премьере готовились с волнением, перед спектаклем рассказал зрителям художественный руководитель театра Вячеслав Дьяченко:

- Мы все волнуемся. Рождение ребенка бывает тяжелым, но в то же время радостным.

Буквально за несколько дней до премьеры в ГРДТ им. Н.А. Бестужева, постановка с таким же названием  была представлена в Иркутске. История молодого человека по фамилии Глумов, который пытается «выбиться в люди» с помощью нужных знакомств, покровителей  и выгодного брака у иркутян внешне выглядит вполне классически. В Улан-Удэ же приглашенный художник-постановщик Кирилл Пискунов использовал совершенно иные образы. Уже в самом начале главный герой появляется на сцене рокерской куртке - «косухе». Сам художник по этому поводу говорит следующее:

- После того, как я познакомился с пьесой, возникло совершенно четкое ощущение, что фон и декорации должны быть абсолютно скупые и абстрактные. В этой пьесе есть два мира, которые друг другу противопоставлены, и вот это – черное и белое, мы пытались отобразить в сценографии. Все персонажи в этой пьесе абсолютно лицемерны и не поймешь, кто из них черный, а кто – белый. Я сознательно делал эклектику, не привязываясь, ко времени.

Действительно, в начале спектакля Глумов появляется в рокерской куртке, а в конце оказывается в классическом костюме.

- Все это напоминает мне превращение музыканта Сергея Шнурова, который ходил по Гороховой улице с авоськой и в тельняшке, а потом превратился в респектабельного депутата. Мы сознательно делаем такой микс, не вдаваясь в историю костюма как такового. Да, Мамаева и Турусина в эффектных платьях, но и они в точности не передают эпоху Островского, потому что нам показалось, что это будет только мешать. Персонажи Мамаева и Крутицкого, выглядят более историческими. Но на сцене мы лишь пытаемся намекнуть на дух того времени, – объясняет Кирилл Пискунов.

Видение спектакля, по словам художника, рождалось в сотрудничестве с режиссером Дмитрием Матыкиным, с которым они прежде уже работали. Сам Дмитрий Матыкин задолго до премьеры сказал, что завидует зрителям, которые впервые увидят этот спектакль.

В итоге, мнения зрителей разделились: одним спектакль очень понравился, другим  – нет. Но на игру актеров зал отзывался, смеялся и аплодировал стоя исполнителям: Роману Гаврилову, Алене Байбородиной, Сергею Рыжову, Ивану Кузнецову, Миле Барановской, Леониду Иванову, Денису Погарскому, Марине Ланиной, Виолетте ЖуковойГеннадию Попову, Екатерине Бельковой, Надежде Разуваевой, Николаю Брагину.

Главную роль в спектакле исполнил Роман Гаврилов.

- Это харизматичный и яркий молодой актер. У этого спектакля будет еще один актерский состав, который зрители увидят в феврале, и это будет, своего рода, новая премьера! – сказал Вячеслав Дьяченко, отметив работу труппы и новых артистов – Дениса Погарского и Милы Барановской, которых публика увидела впервые и приняла очень тепло.

 - Мне очень понравился спектакль, игра актеров просто исключительная! Я соскучилась по театру, по его атмосфере. И даже то, что надо было перед просмотром освежить в памяти содержание, не имеет значения. Лучше, конечно, посмотреть хотя бы кратко, потому что сам язык, наша речь с тех пор, когда писал Островский изменились и, временами, хочется проще, быстрее, легче, но…Какое же хорошее чувство остается после спектакля! Правда, в конце хочется более яркой точки или многоточия, – поделилась впечатлением зрительница по имени Светлана.

- Рекомендовано к просмотру всем. /…/ Нужно посетить театр имени Николая Бестужева большинству бюджетников. И их подопечным: школьникам, студентам, простым работягам, больным и малообеспеченным, etc. 100 процентов, – написал в соцсетях свое мнение блогер Константин Гетманский, указав и на те моменты, которые ему, как зрителю, было сложно принять.

Свою точку зрения высказал композитор Виктор Усович, внимательно следивший за развитием театра все эти годы.

- Первое: меня опять поразил Островский, это настолько сильная драматургия, что даже спустя почти 155 лет с момента написания пьесы, она сохраняет актуальность и кажется, будто это написано недавно. Даже если бы эту пьесу не играли, а просто читали, она и тогда бы произвела впечатление. У нас очень хорошие актеры, которым по плечу любая задача, какой бы она не была сложной, непонятной или эклектичной. Они делают так, как от них требует режиссер. Это большая заслуга труппы, которая сейчас пополнилась новыми актерами. Мне кажется, новые актеры очень естественно влились в коллектив. В начале меня покоробило то, что режиссер в качестве хода выбрал фарс: и эта музыка, кожаная куртка, поведение актеров. И мне показалось поначалу очень неестественным, что режиссер таким образом решает какие-то задачи. А ведь Островский настолько силен, что его не нужно каким-то образом корректировать. Актерам была поставлена задача играть идиотов, но в процессе спектакля я почувствовал, что наши артисты стали играть вполне современно и естественно. Они не лицедействуют, а просто живут в спектакле. Я сейчас не берусь судить, была ли такая задача поставлена режиссером через фарс и комедию превратить это в драму. Но драматизм здесь , безусловно, есть. Потому спектакль я досмотрел с большим интересом, не раздражала даже эклектика. Это можно назвать полистилистикой, потому что все сходится в одном стиле. В заключение можно сказать, что на современной сцене Островский может быть не только такой. Я недавно закончил работу над очередным своим мюзиклом по «Бесприданнице», там нет никаких аллюзий, фарса, там переживание, такое, какое оно должно быть у нормального человека. Тем не менее, сегодня театр справился с поставленной задачей, и он увлек публику и пьесой, и ее исполнением.

Свое мнение по поводу премьеры у журналиста, главного редактора газеты «Новая Бурятия» Татьяны Никитиной:

- Гениальный текст Островского, который к чести создателей спектакля решено было не менять, оказался поразительно современен. Иными словами, бери любую цитату и применяй к нашей жизни. Правда, кое-что изменилось. Если раньше люди доверяли свои сокровенные мысли дневнику, сейчас эту функцию выполняют соцсети. Только почему-то люди все еще думают, что за сказанное в соцсетях они не отвечают. В чем идея спектакля «На всякого мудреца довольно простоты»? Возможно, это мысль о том, что надо быть честным со всеми и, прежде всего, с самим собой. Очень интересно было бы услышать ответ на этот вопрос от тех, кто посетил спектакль.

По словам министра культуры Соелмы Дагаевой, спектакли по пьесам Островского выйдут в 19 российских театрах и приятно, что в Бурятии появилась не одна версия спектаклей, основанных на творчестве великого драматурга.

Следующий показ спектакля состоится 27 января и по желанию зрителей можно будет обсудить постановку и проблемы, которые поднимает пьеса. Тем более, что сама тема признана актуальной и теми, кто принял новую постановку театра, и теми, кто – нет. Прийти и сделать выводы самостоятельно театр приглашает всех.

Фото Галины Инкиной (ГРДТ им. Н.А. Бестужева)

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.