«Вдох-выдох» или Театр против буллинга

Опубликовано:
2023-01-20 17:15:00

Новость о том, что глава Следственного Комитета России Александр Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело о противоправных действиях подростков в отношении ребенка-инвалида в Республике Бурятия прогремела ровно в тот самый день, когда в Театре им. Н. Бестужева прошло обсуждение спектакля «Вдох-выдох» о травле девочки одноклассниками. Именно 19 января, когда новость вышла в топ, театр вновь отразил жизнь через большое увеличительное стекло.

Каждый месяц в театре ломают ребра, убивают и воруют, но об этом никто не пишет. Потому что это происходит на сцене. Чтобы попасть в топ новостей, нужно, чтобы что-то страшное произошло в реальной жизни. Меж тем, театр, как и прежде, отражает жизнь и сила его – в правде.

Спектакль «Вдох-выдох» живет на сцене уже шестой год, потому что нужен зрителям. Постановка считается подростковой, но всякий раз кто-то из взрослых говорит или пишет отзывы о том, что этот спектакль  – ликбез для родителей.

В конце 80-х повесть Владимира Железникова «Чучело», экранизированная Роланом Быковым, всколыхнула сердца, заявив о проблеме школьной травли и детской жестокости. Социально-острая драма «Вдох-выдох» по одноимённой пьесе Юлии Тупикиной – продолжение этой темы в современный период. Многое изменилось, но проблема подростка - изгоя остается актуальной и даже усилилась с развитием интернета.

Итак, четырнадцатилетняя Маша (актриса Ольга Кудряшова) подвергается травле в классе с лёгкой руки её подруги Лизы (актриса Елизавета Михайлова). Мама Маши (заслуженная артистка Бурятии Светлана Полянская) переехала вместе с дочерью в город у моря, чтобы та не болела астмой и дышала свежим морским воздухом, но только каждый вдох и выдох даются Маше очень нелегко.

В это время ее мама – бывшая виолончелистка, оказавшаяся в городе, где нет театров и филармоний, где все «тупо» зарабатывают деньги в туристический сезон, и никакой музыкой, кроме дешевой попсы не интересуются, работает в нескольких местах сразу, неумолимо набирает вес и, пребывая в апатии, давно поставила на себе крест. Ей всего 35 лет, а не «уже», как она говорит учителю Маши Павлу Александровичу (артист Иван Бузунов), но из радостей жизни, пожалуй, остались только пиво и еда. «Я чувствую себя удобрением для тебя!» – кричит она дочери в истерике. Со всем этим рядом приходится жить мечтательной девочке Маше. Вдох-выдох.

Про зрительские мысли

- Нет ничего хуже для ребенка, чем непрожитая жизнь его родителей, – говорит одна из зрительниц во время обсуждения спектакля.

- Если взрослый человек или ребёнок не такой, как все, то мир для него становится чужим. Даже взрослому перенести травлю сложно, а как же быть с открытой и ранимой детской душой? Я смотрела на одном дыхании и видела травмированных детей и их родителей, то, на каком резонансе они сходятся друг с другом! И я смотрела и понимала, как боль не давала всем сойтись, и как она, в итоге, всех объединила. В этом спектакле убедительно все и искренне, и подростковая манера говорить узнаваема, - поделилась мнением зрительница по имени Оксана.

Были и те, кто нашел в себе силы признаться, что сталкивался с такой проблемой в школе.

- Я давно хотела прийти на этот спектакль с дочерью. И еще приду теперь, но уже с учениками, потому что мне очень понравилось и то, как играли артисты, и музыка, и другие решения. Даже паузы между сценами, возможно, имеют смысл. Но главное, я все это знаю – детстве я и сама была объектом травли одноклассников, – вдруг сказала одна из зрительниц.

А в это время слово попросил молодой человек с дальнего ряда.

- А я сам был тем, кто травил. У меня в семье в ту пору были проблемы, и я выплескивал свою агрессию таким образом. И знаете, что было для меня важно? Чтобы жертва реагировала на мои выпады. Как только человек перестает реагировать, нападать на него становится неинтересно.

Клинический психолог Республиканского наркологического диспансера Анастасия Попова немедленно соглашается и дает ряд рекомендаций:

- Агрессор – это всегда травмированный человек. Возможно, над ним издеваются родители, или он решает нападать, чтобы скрыть свою слабость. Как говорится, у кого, что болит, тот про то и говорит. Цель агрессора – получить ответные эмоции. Когда человек не отвечает агрессией на агрессию, игра заканчивается. Надо помнить, что буллинг –  это проблема всего коллектива. Если весь класс скажет агрессору, остановит его, то буллинг легко пресекается. Но пока все поддерживают агрессора, боясь оказаться на месте того, кого травят, буллинг будет продолжаться. Буллинг – это не конфликт двух человек, в нем обязательно участвует большое количество людей, которые намеренно и неоднократно вредят «жертве». Но поломанные ребра, как в спектакле – это уже не оскорбление, а насильственные действия, за которые нужно нести уголовную ответственность.

Что нужно делать, чтобы решить проблему буллинга?

По словам психолога, нужно обратиться за помощью к взрослым, к школьному психологу. Главное – не молчать и не путать буллинг с непопулярностью, когда ребенка неохотно берут в какие-то компании, у него мало друзей.

Что делать, если нет школьного психолога? Именно этот момент ярко показан в спектакле, когда «психолога нет, а до этого была какая-то там», и с ребятами некому квалифицированно работать. Классный руководитель пытается что-то сделать – общаться с детьми и родителями, но события, все-равно, неумолимо разворачиваются в негативном ключе.

В таких случаях, по словам Анастасии Поповой, есть горячая линия 8 800 2000 122, куда всегда можно обратиться, если нужна помощь. Кроме того, психологическую помощь могут оказать в отделе профилактики РНД по номеру 41-90-13.

- Весь зал заполнен подростками, а мне кажется, это спектакль для родителей. Очень интересно наблюдать монологи-рассуждения на экране. Наши дети уже давно взрослые, а мы не видим этого, навязывая им свои убеждения, своё мировоззрение. Очень впечатлил монолог мальчика Ромы (артист Дмитрий Тарбеев), ведь мальчик хотел танцевать, а его папа заставил ходить на дзюдо. Его отец (артист Леонид Иванов – прим.), проповедующий добро и православие, на самом деле погряз в невежестве, осуждении других, коррупции и взяточничестве. Артист вступает в монолог прямо из зрительного зала и это поначалу вызывает недоумение, а потом поражаешься задумке режиссера. Родители, прежде думайте, а уж потом развивайте своих детей по их желанию, и тогда всё получится. Жаль, что это мы понимаем позже, иногда слишком поздно, – поделилась мнением одна из зрительниц, представившаяся Натальей Владимировной.

Что ценного в обсуждениях после спектакля? В возможности поделиться своими мыслями. Потому что, как сказал кто-то из великих, мы не знаем, что мы думаем и чувствуем, пока не поделимся этим с кем-то другим.

Текст: Диляра Батудаева
Фото: Галина Инкина

 

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.