«Я – тот самый «кукошонок» или про то, как зрители обсудили спектакль «Дежавю»

Опубликовано:
2022-11-03 13:11:00

1 ноября в Театре им. Н. Бестужева вновь показали спектакль «Дежавю». Показ был приурочен к особой дате – Дню памяти жертв политических репрессий, который отмечается 30 октября.

 В этот день разные люди ведут себя по-разному: кто-то помнит о нем, а кто-то – нет. «Бестужевцы» в этот день дают спектакль «Дежавю», в основе которого лежат документальные истории, интервью и судьбы реальных людей. При создании спектакля в 2015 году актеры лично встречались с детьми «врагов народа», представителями Бурятской ассоциации жертв политических репрессий, собирали информацию в архивах, изучали протоколы допросов, доносы, агентурные сведения, приговоры, письма заключенных. Именно эти живые свидетельства Большого террора стали основой постановки.

Необычный спектакль не имеет традиционной завязки, развития и кульминации, но смотрится на одном дыхании.

Минимум действия, черно-белый свет и марширующие с улыбками на лицах люди рассказывают свои истории. Кто-то выходит вперед и рассказывает, рассказывает, держа в напряжении весь зал... Повествование иллюстрирует необычная сценография. Словно проектор неравномерно, черно-белым светом, яркими вспышками показывает зрителю картинки из прошлого… Последняя сцена – артисты стоят с поминальными свечами в руках в полной тишине. Свет гаснет, смыкается занавес.

Обсуждение

После спектакля зрители остались на обсуждение. Удивительно, но будним вечером никто не спешил домой.  Люди остались поговорить, дать обратную связь. Артистам она очень важна. Микрофон ходил по залу, давая высказаться всем желающим, которых оказалось немало. На встречу со зрителями из-за кулис вышли, скромно присев на ступеньки, ведущие актрисы театра – Елизавета Михайлова и Светлана Полянская.

Первой взяла микрофон студентка, сидевшая в первом ряду:

- Я хотела поблагодарить театр за спектакль. Да, я знала, что были репрессии, но людям моего поколения, напротив, очень часто кажется, что в СССР жить было хорошо. Мы смотрим фильмы про победы, дружбу, в которых только хорошие люди. Но я понимаю, что была и другая сторона.

Мужчина из зала поддержал:

- Для многих молодых ребят сейчас все, что связано с советской эпохой, – романтика.

- Так и есть – белое и черное рядом. Даже артисты одеты в белое и черное. Это ведь не случайно! Спектакль показывает, что нельзя делить мир на белое и черное!

- А я думаю, что нужно вести детей на этот спектакль за руку, чтобы они знали и понимали,  - продолжил первый.

- А я думаю, что в юном возрасте понять этот спектакль сложно, - сказала женщина с дальнего ряда.

Микрофон попросили две учительницы литературы.

- Вы знаете, я не согласна, что подросткам понять это сложно. Придя в театр на этот спектакль, я увидела своих учеников. Мы с ними не договаривались. Это мои десятиклассники, у них впереди по программе «Архипелаг «ГУЛАГ» Солженицына, и я очень благодарна коллективу театра за эту работу. Это реальная история людей, которые жили в Бурятии, если мы не будем помнить ее, то у нас не будет будущего, - сказала одна из них. Вторая учительница поддержала коллегу:

- Тема репрессий для нас не нова – много прочитано, много прочувствовано. Только я задумалась: «А что было с детьми?», как одна из актрис рассказала об этом. Когда родители – «враги народа», тогда и дети – враги. Помните, у Анатолия Приставкина «Кукушата»? Эту книгу читать без боли в сердце невозможно. Пока смотрела спектакль, чувствовала, что цепенею от холода. Наша жизнь должна быть нацелена то, чтобы это никогда не повторилось.

Девушка неподалеку попросила микрофон:

 - Этот спектакль нужно показывать не раз в год, а три раза в неделю от Москвы до Владивостока. Первую половину спектакля ты понимаешь, что читал об этом у Солженицына, Гранина, Приставкина, а потом смотришь, ощущая ком в горле. Так хочется поблагодарить актеров, всю команду за эту работу. Мы – студенты института культуры, часто смотрим и обсуждаем ваши спектакли, спасибо вам…

Микрофон продолжали передавать, зрители говорили и благодарили:

- Я второй раз смотрю и второй раз плачу. Холодом веет. Спасибо вам огромное, всему коллективу.

Когда микрофон передали юноше лет пятнадцати, он сказал:

- Не согласен с тем, что подростки и молодежь не понимают этот спектакль так, как люди в возрасте. Все зависит от человека, все индивидуально. Во многом сейчас наше поколение больше задумывается. Наоборот, подростки должны это смотреть.

Актрисы Светалана Полянская и Елизавета Михайлова рассказали зрителям, как шла работа над созданием спектакля.

- Мне было двадцать два года, когда мы прикоснулись к документалистике - начали собирать материал для спектакля. Встречались и брали интервью у живых людей – бабушек и дедушек, которые рассказывали нам свои воспоминания. Самые главные слова, я думаю, звучат в конце. Как должно «отмечать» День памяти? Запускать белые шарики в небо? Возлагать цветы? Это ничтожно мало. Назовите наш спектакль данью или памятником – чем угодно, но это хоть какая-то попытка почтить память. Без прошлого нет будущего, - сказала Елизавета Михайлова.

За несколько минут до разговора со зрителями, она в спектакле рассказывала историю заключенной матери, малолетняя дочь которой умирала от голода у нее на глазах в лагере для детей «врагов народа» - «кукушат».

«И я – тот самый «кукушонок».

Уже после окончания беседы со зрителями, благодарившими, желавшими высказаться, со своего места тихо встала женщина.

- Мне восемьдесят лет. И я – тот самый «кукушонок».

Уже в фойе она рассказала свою историю.

- Я родилась в 1938 году в известном лагере Озерлаг, в Тайшете. Меня и назвали в честь певицы Лидии Руслановой, сидевшей в том лагере. Знаете, я смотрела этот спектакль – в нем все правда. Не нужно только никаких современных имен, не надо этого. Меня спасло то, что трехлетний сын одного из надзирателей приносил мне хлеб. Под забором собаки вырыли ямку, как они обычно роют. И вот туда я пролазила. Мы с ним играли, мочили ноги в реке. С тех пор нет для меня ничего вкуснее хлеба. Какая бы еда не была – я без хлеба ничего не могу. Тайшет – очень специфический город. В нем жили те, кто сидел, и те, кто охранял. Мы жили среди людей духовно богатых и высокообразованных. После войны охранники вели себя тише воды, ниже травы, - рассказывала Лидия Михайловна. Отец ее был раскулаченным, прошел лагеря и дожил до девяноста семи лет. Мать – «была комсомолка, где-то что-то сказала, и на нее написали донос». На спектакль Лидия Михайловна пришла специально, хотя живет в Тайшете. Так и осталась в этом городе на всю жизнь. В Улан-Удэ приехала на два дня.

- Я много думала, почему это все случилось. Мне кажется, к моменту репрессий уже выросли те, кто родился в годы войны и революций. Это они, рожденные в жестокий период, сами стали жестокими, - рассуждала одна из зрительниц, одеваясь в гардеробе.

Этот спектакль, несомненно, производит впечатление, прежде всего, лаконичностью, пронзительностью исполнения. Артисты Татьяна Белова, Алена Байбородина, Светлана Полянская, Аннета Овчинникова, Анастасия Турушева, Евгений Винокуров, Аюр Доржиев, Артур Шувалов, Петр Прозоровский, Иван Кузнецов, Иван Бузунов, Роман Гаврилов словно проживают жизни своих героев тонко, психологично. Также над текстом работали актрисы Лиана Щетилина,  Екатерина Белькова.

Про особенные спектакли

Актриса Кристина Баженова, все эти годы игравшая роль, которую теперь также убедительно, искренно исполняет Татьяна Белова, живет в Москве.

- Это непростой спектакль. Есть такие спектакли – они, словно, под благословением. Мы работали и нам всем, словно, что-то помогало – и артистам, и художникам, и режиссеру. В 2015 году бабушке, у которой я брала интервью, был восемьдесят один год. Потом мне казалось, что после этого спектакля я старею на пять лет, - ответила она на вопрос о работе над спектаклем.

Такие спектакли не могут быть длительными, говорят артисты. Они требуют полной самоотдачи, емкости, концентрации:

- В этом спектакле ты ни на минуту не можешь остыть и отвлечься. Среди многих спектаклей он всегда будет особенным.

Диляра Батудаева

Фото Александры Даниловой

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.