История

В октябре 1928 года в наш город, тогда еще Верхнеудинск, прибыл театральный коллектив с необычным даже по тем временам названием – Московский передвижной организационный синтетический театр Международного Красного Стадиона и Осоавиахима СССР, в сокращении Оргтеатр.

Гастрольные пути-дороги вели его на Дальний Восток. Оргтеатр показал на сцене верхнеудинского Дворца Труда несколько спектаклей, которые шли при переполненных залах. Его приезд совпал с движением общественности Верхнеудинска за создание своего профессионального театра, длившимся уже более двух лет под девизом «Даешь театр!». Оргтеатру предложили остаться на предстоящий сезон. Коллектив ответил согласием.

Вернувшись из Владивостока в начале декабря и укрепив свой состав вызванными дополнительно из Москвы артистами оперетты, коллектив Оргтеатра открыл, как тогда говорилось, «зимний сезон» спектаклем «Человек с портфелем» А.Файко.

Это событие 22 декабря 1928 года стало точкой отсчета истории Государственного русского драматического театра, первого профессионального театра Бурятии. Его открытию в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) предшествовал длительный процесс формирования культурной среды, театральной культуры. Большую роль в этом сыграли ссыльные декабристы, ставшие проводниками просвещения и русской культуры. Особенно значителен вклад Николая Александровича Бестужева, именем которого назван Русский театр в 1991 году.

Постановление

 

«Даешь театр!»

Программу Московского Оргтеатра определял творческий поиск талантливого лидера Е.П.Просветова (1894-1958), человека ищущего и широко образованного. По разным причинам его имя оказалось незаслуженно забытым. Между тем организационный и творческий вклад его в развитие театрального искусства довольно значителен и своеобразен.

Репертуар театра содержал мобильные «малые формы» – водевили, интермедии, скетчи, танцевально-спортивные этюды и сцены. Наряду с этим ставились «полнометражные» пьесы. Он знакомил зрителей с постановками по произведениям советской и классической драматургии: «Человек с портфелем» А.Файко, «114 статья уголовного кодекса» В.Ардова, Л.Никулина, «Квадратура круга» В.Катаева, «Плавятся дни» Н.Львова, «Класс» А.Арбузова, «Вредный элемент» В.Шкваркина, «Молодежь и любовь» В.Державина, «Волчья тропа» А.Афиногенова, «Междубурье» Д.Курдина, «Хлеб» В.Киршона, «Темп» Н.Погодина, а также «Без вины виноватые» и «Лес» А.Осторовского, «Коварство и любовь» Ф.Шиллера; с первыми советскими опереттами: «Женихи» И.Дунаевского, «Людовик…надцатый» Ю.Сахновского… Режиссировал эти спектакли сам Е. Просветов и его коллеги А.Арбенин и Б.Пиковский. Лучшие работы коллектива получили огромный общественный резонанс, в них актеры демонстрировали не только отточенную внешнюю технику, но и хорошую школу переживания, умение заражать своими эмоциями зрительный зал.

 

Труппа Е.П.Просветова Московский Оргтеатр
Труппа Е.П.Просветова Московский Оргтеатр

Деятельность Оргтеатра в Верхнеудинске не ограничивалась только показом спектаклей. Под руководством Просветова при Наркомпросе республики была открыта студия, преобразованная в 1931 году в Техникум искусств, в котором учились будущие замечательные мастера национальной бурятской сцены –  Ч.Генинов, Ж.Пагбаин, Н.Гендунова, Н.Балдано, В.Халматов, П.Николаев, У.Болдонова, Ю.Шангина.

Большой любовью и уважением пользовались преподаватели-просветовцы: он сам, актеры М.Святская, Б.Туф, А.Филлипова, А.Тольский, Н.Невельский, В.Арбенин, М.Немлехер, А.Добкина. Заслуги просветовцев заключались не только в создании русского профессионального театра и в подготовке кадров для второго, столь же важного учреждения, как Бурятский театр драмы.

С 1928 по 1933 гг. – Московский Оргтеатр под руководством Е.П. Просветова работал на площадке здания Общественного собрания, расположенного по ул. Большой (сейчас – Ленина, Музей природы). В 1933 году здание сгорело.

 

Второе рождение

Оставшись без помещения после пожара, «просветовцы» уехали в Москву. Дальнейшую судьбу Русского драмтеатра определил человек, чье имя сегодня заслуживает особого признания  талантливый режиссер, педагог и организатор Александр Васильевич Миронский /1899-1955/. Приехав на работу в Верхнеудинск в 1932 году, он активно включился в театральную жизнь города.

А.В. Миронский, будучи начальником управления зрелищных предприятий и художественным руководителем Гостеатра, в 1934 г. сформировал новую русскую труппу под руководством главного режиссера И.П. Милославского, а затем привез из Москвы и Ленинграда вторую труппу театра с главным режиссером Алексеем Ефимовичем Ларионовым.

23 ноября 1936 года в новом здании по улице Ленина (на месте сгоревшего театра) спектаклем "Аристократы" Н. Погодина состоялось торжественное открытие сезона, ставшее для русского драматического театра "вторым рождением".

ул. Ленина
Здание театра на ул. Ленина

Репертуар театра отличался многожанровостью: от водевиля, комедии до героической драмы и трагедии. Основу репертуара составляла советская драматургия: В. Розова, А. Арбузова, К. Тренева, А. Корнейчука, К. Симонова, А. Штейна, А. Софронова, А. Дударева, А. Вампилова, В. Шукшина… Развитие лучших традиций классической литературы отражали постановки пьес А. Островского, М. Горького, Н. Гоголя, А. Толстого, А. Чехова.

Личность директора, главного режиссера и педагога Григория Ароновича Иофина влияла на творческую деятельность театра в 1950 -е годы. Истинный "строитель" театра, он объединил коллектив в едином творческом устремлении, создал стабильную труппу, в которую вошли яркие актерские индивидуальности: В.С.Гусев, П.Р.Гофман, К.Т.Никулина, Р.С.Бенская, Л.Н. и И.М.Панковы, М.И.Чернова….

В истории театра есть еще одна черная дата - 6 февраля 1972 года – пожар, уничтоживший и декорации, и костюмы, и сцену в здании на улице Ленина. Урон был невосполнимый. Коллектив очень тяжело пережил потерю своего ДОМА.

И, тем не менее, театр продолжал жить и работать, сначала как передвижной, с выездами по районам республики, работая на любых подходящих площадках…

В 1974 году по решению Правительства Республики Бурятия руководству театра было разрешено арендовать площади у Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства по ул. Терешковой, 1.

 

Период зрелости

Период зрелости театра связан с творчеством ярких и самобытных режиссеров и художников: И.И.Проханова, К.А.Петрова, А.Д.Никитина, Н.А.Быстрова, Э.Р.Фрорипа, А.А.Буркова, Б.С.Горбачевского, А.И.Штейнера, В.М.Бройко. Лучшие постановки каждого из них отражали идеи и проблемы, жизнь общества и человека - время, в которое они творили. Неизменным всегда было одно - верность лучшим традициям русского национального театра, художественный поиск новых путей в искусстве. Сегодня театр является средоточием духовных устремлений людей разных национальностей.

Неоднократно Русский драматический театр обращался к творчеству бурятских писателей: Н.Балдано, С.Метелицы, В.Митыпова. Сотрудничество с талантливыми авторами - И.Калашниковым и С. Лобозеровым позволило заговорить о коллективе, как о театре с самобытным репертуаром. Творческая дружба театра и нашего именитого земляка С. Лобозерова продолжается и сегодня, приобретая новое качество и глубину.

Во все времена, периоды взлетов и падений, у Русского драматического театра был и остается свой зритель: внимательный, думающий, любящий ТЕАТР.

В этот период знаменательные для коллектива события: участие во второй декаде Бурят-Монгольского искусства в Москве в 1983 году, юбилейные гастроли в Москве в 1988 году, участие во втором Международном фестивале русских драматических театров в Йошкар-Оле /Республика Марий Эл/ в 1995 г.

Театр активно выезжает на гастроли по городам страны и по национальным республикам – Украина, Белоруссия, Монголия, Хакасия, и, конечно же - по родной республике.

Начало нового века ознаменовалось в истории театра активным фестивальным движением: 2000 г. – IVМеждународный фестиваль русских театров в Йошкар-Оле, 2001 г. - Вампиловский фестиваль в Иркутске, 2003, 2006 гг. - Межрегиональный театральный фестиваль "Сибирский транзит" в Омске, в г.Улан-Удэ, 2008 г. – VВсероссийский фестиваль спектаклей для подростков «На пороге юности» в г. Рязань, 2013 г. - XII Всероссийский фестиваль «Реальный театр», г. Екатеринбург, IX Международный театральный фестиваль современной драматургии им. А. Вампилова г. Иркутск, VIII Международный театральный фестиваль «Встречи в Одессе» г. Одесса.

Концепцию творческого развития театра в этот период определяли режиссеры: Андрей Штейнер, Сергей Болдырев, Евгений Зайд, Владимир Хрущев. Для постановок спектаклей приглашались как известные режиссёры, так и недавние выпускники столичных вузов.

В сентябре 2006 г. коллектив театра стал дипломантом VВсероссийского конкурса премии «Хрустальная роза Виктора Розова». В номинации Театральное творчество: за «Режиссуру театрального спектакля», за «Работу художника-постановщика», за «Лучшую женскую роль» и за «Лучшую мужскую роль».

 

История нового здания

Более тридцати лет коллектив проработал в арендованном у Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства помещении, мечтая о своем собственном ДОМЕ, о своей СЦЕНЕ. Наконец в 2000-м году было принято решение о передаче здания бывшего кинотеатра "Дружба" Государственному русскому драматическому театру им. Н.А. Бестужева. В 2002 году завершилось техническое обоснование проекта, а в декабре 2006 года приступили к демонтажу здания к/т «Дружба». Надо отметить важность участия директора театра П.Г.Степанова во всех этапах строительства, начиная от проектирования. Во многом благодаря пробивной силе руководителя и умению убеждать решился положительно вопрос о строительстве собственного здания ТЕАТРА. Именно он стал инициатором строительства нового здания для Государственного русского драматического театра. Подтверждение тому присуждение звания «Заслуженный строитель республики».

6 февраля 2007 года – очень важная дата в истории театра. В этот день, спустя ровно тридцать пять лет после пожара на улице Ленина, актеры из труппы театра карнавальным шествием проследовали от улицы Терешковой, 1 (на тот момент месторасположение театра) до будущего здания на Саянах и вручили верительные грамоты строителям. Цель мероприятия - доказать горожанам, что долгая борьба за собственный дом, увенчалась успехом.

Официальное строительство после вынужденного демонтажа бывшего кинотеатра «Дружба» началось в мае 2007 года, шло большими даже по современным меркам темпами, благодаря и своевременному финансированию, и профессионализму строителей «Стамстроя» (генеральный директор Сергей Доржиевич Цыдыпов).

При проектировании нового здания архитекторы старались учесть все пожелания труппы, режиссера, дирекции театра, и, конечно же, имеющийся опыт профессиональных российских и зарубежных театров. В момент возведения- особенность и неповторимость нового здания - в его комплектации! Ни в одном театре на тот момент не было такого технического оснащения – это и подвесная дорога, и поворотный круг с кольцом и провалами, подъемно-опускные механизмы, возможность сужения зеркала сцены на 4 м. за счет подвижных порталов и т.п.

Техническое оснащение театра, инсталлированное компанией «Азия Трейд Мьюзик» получило высокую оценку, став лучшим объектом культуры в 2010 г. в области технических решений и их реализации по версии премии ProIntegration Awards.

Здание оборудовано технологическим телевидением, которое транслирует все происходящее на сцене в гримуборные, кабинеты директора и художественного руководителя, а также в зрительское фойе.

Сердце театра – зрительный зал – рассчитан на 644 места. Глубина сцены нового театра – 30 метров, высота до колосников - 20 метров. Слева и справа площадки устроены огромные карманы для декораций.

В интерьере восхищает гармония цвета и линий, безупречность архитектурного вкуса. Подобраны восхитительные оттенки цветового решения. Три: беж, светло-коралловый, голубовато-стальной – призваны сыграть в цветовом оформлении театра заглавную партию. Кроме более чем удачно выбранного колеровочного веера «делает» интерьер фактура – венецианская штукатурка. Полы оделись в полированный гранит, выложенный мозаикой с элементами русского орнамента.

Прилегающую к театру территорию украсил фонтан. Он, как дополнением к зданию, был изначально заложен в проекте архитекторами «Бурятгражданпроекта», а внутреннее наполнение выполнила фирма «Аквалюкс» (г. Иркутск). Водоизмещение фонтана – 400 куб.м. Высота струи в главной чаще – 8 м. Подсветка фонтана обеспечивается 300 фонариками.

Летом 2009 г. коллектив театра приступил к освоению нового здания.  Первым высокопоставленным гостем стал Президент РФ Дмитрий Медведев, который включил в план своей рабочей поездки посещение нового архитектурного сооружения.

Свой 81-й театральный сезон театр открыл межрегиональным фестивалем драматургии Степана Лобозерова «По соседству мы живем».Первым художественным руководителем министр культуры Республики Бурятия Т.Цыбиков назначил молодого режиссера Олега Юмова. Его постановка «Стулья» по пьесе Э.Ионеско была удостоена Государственной премии Республики Бурятия в области искусства в 2010 г.

Театр часто принимает гостей, на его сцене престижным становится проводить мероприятия различных уровней – политические, экономические, образовательные; сцена не раз становилась концертной и фестивальной площадкой, принимая II Межрегиональный театральный фестиваль спектаклей для детей и подростков «Сибирский кот», Межрегиональный фестиваль национальных театров «Алтан Сэргэ» и др.

В 2011 году художественным лидером становится Анатолий Борисович Баскаков. Под его руководством в 2012 году была проведена Российская лаборатория современной драматургии и молодой режиссуры «АРТЭРИЯ» с участием театрального критика, эксперта Национальной театральной премии «Золотая Маска», основателя и художественного директора фестиваля «РЕАЛЬНЫЙ ТЕАТР» Олега Лоевского, молодого популярного драматурга Ярославы Пулинович и приглашённых молодых режиссеров – Павел Зобнин, Артем Баскаков, Никита Рак.

В 2013 году театр совершил фестивальное турне, приняв участие сразу в 4 фестивалях: Международный театральный фестиваль современной драматургии "Коляда-Plays" (спектакль «Бесконечный апрель» по пьесе Я.Пулинович, реж. Никита Рак), г. Екатеринбург, XII Всероссийский фестиваль "РЕАЛЬНЫЙ ТЕАТР" – авторский проект Олега Лоевского (спектакль «Любовь людей» Д. Богославского, реж.П.Зобнин), г.Екатеринбург, VIII Международный театральный фестиваль «Встречи в Одессе» на сцене Одесского академического русского драматического театра (спектакль «Жанна Я. Пулинович, реж. А.Баскаков), IX Международный театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова (спектакль «Вечерний звон» С. Лобозёрова, реж. А.Баскаков), г. Иркутск.

С 2015 года до марта 2022-го творческую концепцию развития театра определял художественный руководитель Сергей Александрович Левицкий.

Спектакли в постановке молодого творческого лидера стали заметным явлением в театральном пространстве России, вызвали интерес экспертов самого престижного театрального фестиваля «Золотая маска». Так, у  драмы «Фронтовичка» по пьесе Анны Батуриной за полтора года сложилась богатая гастрольная биография. 1 марта 2016 года спектакль принял участие во внеконкурсной программе Российской  национальной премии и фестиваля «Золотой маски» – «Маска Плюс» (Москва). В мае одержал победу на Межрегиональном фестивале- конкурсе «Ново-Сибирский транзит-2016» (Новосибирск) в номинации «Лучший спектакль большой формы», режиссер был удостоен диплома Ассоциации театральных критиков «За смелое и оригинальное жанровое решение спектакля «Фронтовичка» по пьесе А.Батуриной», а исполнительница главной роли Светлана Полянская награждена дипломом «За лучшую женскую роль». 15 ноября состоялся показ на сцене театра-фестиваля «Балтийский дом» в Санкт-Петербурге в рамках «Дней культуры Улан-Удэ», посвященных празднованию 350-летия со дня основания столицы Бурятии. А в  канун 2017 года спектакль стал лауреатом Государственной премии Республики Бурятия в области литературы и искусства за 2014-2015 годы. Престижной премии удостоены: режиссер спектакля Сергей Левицкий, заслуженная артистка России Марина Ланина, народный артист Бурятии Сергей Васильев, заслуженная артистка Бурятии Светлана Полянская и актриса Алена Байбородина.

Спектакли Левицкого постоянно попадали в «Long list» фестиваля - «Преступление и наказание» и "Dejavu", «Осенний марафон», «Смерть Тарелкина», «Ричард III». Спектакль «Наводнение» был номинирован на премию в 5 номинациях и также стал лауреатом Государственной премии Республики Бурятия, а престижной премии удостоены Лиана Щетилина, Олег Петелин, Нина Туманова и Елизавета Михайлова.

В качестве художественного руководителя театра С.А.Левицкий инициировал большие творческие проекты, которые помогают привлечь внимание к театру молодежную аудиторию: Всероссийский семинар молодых драматургов «Авторская сцена», творческая лаборатория «Территория РОСТа», «Ночь в театре», «Открытие театральных касс» и многое другое.

Сергей Александрович – представитель молодой режиссуры. Под его руководством театр двигался в экспериментальном направлении. Работы режиссера всегда неожиданные, в них были задействованы современные технологии, использовались новые формы, возможности сцены театра. Безусловно, это вызывало интерес критики, театрального сообщества, это раскрывало творческий потенциал молодых артистов, привлекало внимание разновозрастной категории зрителей.

Театр стал известен за пределами родного города, его коллектив активно приглашают на фестивали и форумы, он стал узнаваем в большом театральном пространстве страны и, что самое главное, интересен. Сейчас в театре работают народная артистка России: Нина Туманова, заслуженные артисты России: Лилия Архипова, Сергей.Рыжов, Марина Ланина, а также народные и заслуженные артисты Бурятии и творческая молодежь.

С 2019 по 2023 гг. театром руководила заслуженный экономист Республики Бурятия Наталья Николаевна Светозарова. С февраля 2023 года обязанности директора исполняет Любовь Викторовна Мункуева. 1 октября 2022 года приказом министерства культуры Республики Бурятия на должность художественного руководителя Государственного русского драматического театра им. Н.А. Бестужева был назначен Вячеслав Михайлович Дьяченко

Начиная с декабря 2022 года по январь 2024 года, в театре под художественным руководством Вячеслава Дьяченко поставлены восемь спектаклей на большой сцене: «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского, «Маленький спектакль на лоне природы» Степана Лобозерова, «Ханума» Владимира Константинова и Бориса Рацера по мотивам сочинения Авксентия Цагарели, «Жить или нежить» Надежды Разуваевой, «Семен вместо дерева» Дмитрия Ши, «Метель» Александра Пушкина, «Последняя любовь Гарри» Валерия Мухарьямова, «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака на музыку Виктора Усовича.

На Малой сцене, развитию которой уделяется особое внимание, за этот период поставлены «Живой товар» Антона Чехова, «Тонкое искусство пофигизма» экспериментальная работа Александра Фатеева, «Авокадо-Тян» Влады Ольховской, «Ночь перед Рождеством» Николая Гоголя, «…И полетели» Надежды Разуваевой.

За время работы Вячеслава Дьяченко труппа пополнилась артистами – выпускниками Нижегородского Театрального Училища (Колледжа) им. Е. А. Евстигнеева, Южно - Уральского Государственного Института Искусств, Иркутского театрального училища, Восточно-Сибирского государственного института культуры.

Оказывается поддержка детей (детям) из семей военнослужащих и мобилизованных для участия в СВО, регулярно проводятся концерты в госпиталях.

За обозначенный период по инициативе Вячеслава Дьяченко театр принял участие в фестивалях: XV открытом фестивале «Виват, Театр!», ежегодном Молодежном Международном Театральном фестивале «Русская классика – Лобня» в подмосковной Лобне; был представлен в Центральном Доме Актеров им. А.А. Яблочкиной на Арбате в Москве в рамках проекта Союза театральных деятелей России «Театральная провинция».

Коллектив театра активно участвует в тематических мероприятиях, посвященных разным историческим и юбилейным датам. Художественный руководитель театра поддерживает творческие инициативы артистов, предоставляя возможность самостоятельных постановок.

 

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.