Память

Режиссер

(1963-2020 гг.)

Андрей Иванович Штейнер

В конце 90-х годов он приехал работать в Улан-Удэ из Иркутска, где почему-то отношения с театрами не сложились ни тогда, ни позднее. Попал в театр в сложный период, когда в театре официально не было директора – пригласившая его Людмила Николаевна Намсараева к тому моменту покинула пост, перейдя в Бурятский государственный академический театр оперы и балета, а Петр Григорьевич Степанов будет назначен два месяца спустя.

Негладко все начиналось в коллективе, предложенная к постановке пьеса Горького «На дне» вызвала в труппе противоречивые толки, большинство противилось такому решению. На то были причины, но в марте 1999 года премьера состоялась. Спектакль прожил в репертуаре 20 лет, входил в программу Малой академии театрального искусства для старшеклассников. Только в нынешнем театральном сезоне Художественный совет театра вынужден был снять с проката притчу «На дне». Нелегкое было решение. В связи с отъездом заслуженного артиста Бурятии Владимира Перевалова, который на протяжении всех лет выходил на сцену в образе Луки, а также по болезни других исполнителей восстановить спектакль оказалось невозможно.

Первая постановка в бестужевском была своеобразным трамплином и проверкой на прочность режиссера во взаимоотношениях с коллективом. Любовь пришла не сразу, однако доверие появилось. «На дне» номинировался на Госпремию России.

Эта постановка Штейнера стала визитной карточкой, выезжала на гастроли, принимала участие в юбилее театра им.Охлопкова в Иркутске в октябре 2000-го года, и следом – на международном фестивале Русских театров в Йошкар-Оле.

Этот легендарный спектакль, как и еще 7 достойных постановок, рождались совместно с главным художником театра, заслуженным деятелем искусств РСФСР Вадимом Бройко: «Эти свободные бабочки» Л.Герша, «Маленькие трагедии»А.Пушкина, «Здесь живут люди» А.Фугарда, «Семейный портрет с дензнаками» С.Лобозерова, «Дядюшкин сон» Ф.Достоевского, «Поди туда – не знаю куда, Принеси то – не знаю что» А.Толстого, «Восемь любящих женщин» Р.Тома.

В 90-х в театрах республики не было института художественного руководства, в штатном расписании значились две единицы – режиссер и главный режиссер, который, кстати, по сути, выполнял миссию художественного руководителя и отвечал за всю художественную политику театра. Почти пять лет Штейнер был творческим лидером Русского драматического театра – до апреля 2003 года. Небольшой отрезок времени, а сделано-то, если вдуматься, очень много: гастроли, которые осуществляли раньше без федеральной поддержки – в Хабаровск, Иркутск, Читу, Абакан; фестивали – дважды в Иркутске, в Омске, в Йошкар-Оле; открыта Русская актерская студия для пополнения штата молодыми силами и осуществлен набор (кстати, некоторые выпускники работают в труппе до сих пор). Наконец, поставлено 10 спектаклей, остальные пять он поставит позже, когда будет приезжать уже в качестве приглашенного режиссера. К сожалению, он сам ушел из театра по семейным обстоятельствам. И об этом, для всех внезапном, неожиданном решении, которое тогда не понимал никто, и не простили, похоже, он жалел до последнего. Да, он продолжал работать режиссёром во многих городах России где-то успешно, где- то – не очень, но это были чужие театры, чужие артисты. Нет, не совсем так, для Штейнера всегда артисты были родными, несмотря на то, где бы он ни ставил. Такое у него было свойство – влюбляться в тех, с кем работает, иначе не мог.

В ближайшее время спектакль не состоится, следите за афишей.